18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пуристы и туристы: дизайнеры конкурируют с художниками в Венеции

№74
Материал из газеты

Выставка Dysfunctional в Ка’д’Оро открывает для дизайна на Биеннале современного искусства в Венеции новые перспективы

Для эффектного артистичного дизайна самым важным итальянским городом, где происходит все ключевое и смыслообразующее, был и остается Милан. Однако Венеция, принимающая каждый год то одну, то другую биеннале, всегда притягивала важных игроков: практикующих дизайнеров, кураторов, продюсеров и галеристов. 

Как известно, самые активные собиратели авторских шкафов, столов и табуретов — коллекционеры современного искусства. «Повесив на стены работы Такаси Мураками и Трейси Эмин, люди, как правило, задумываются об исключительности кресла, сидя в котором, они будут на них смотреть», — говорит Орели Жюльен, консультант и промоутер коллекционного дизайна. 
Вот уже четвертый раз в городе проходит групповая выставка Venice Design, обосновавшаяся в Ка’Мишель. Парад причудливых вещей вроде традиционного венского стула, но с прозрачными элементами конструкции или стола в виде гигантской губки для мытья посуды. Все выставленные работы можно купить здесь и сейчас, практически у стоящих рядом авторов, поэтому Venice Design — самый непринужденный жанр биеннального присутствия дизайна.

Конечно, во время биеннале активизируются продавцы муранского стекла, и вообще любое стекло, не только муранское, в Венеции считается соблазняющим и культурно значимым. В этом году совпали две ретроспективы мастеров, посвятивших жизни хрупкому материалу. В Музее стекла на Мурано выставили финского дизайнера Тапио Вирккала (1915–1985), а в Le Stanze del Vetro на острове Сан-Джорджо Маджоре — стеклянные шедевры малоизвестного, но оригинального француза Мориса Марино, выполненные в период с 1911 по 1934 год. Обе выставки — жанр пиететного воспоминания о былых дизайнерских победах.

Дальше. В Венеции блестяще отработан жанр бессмысленной, но незаменимой для съемки в Instagram дизайнерской инсталляции. Неутомимый Барнаба Форназетти, сын выдающегося миланского дизайнера Пьеро Форназетти (1913–1988), устроил в палаццо Фондако деи Тедески феерию «Правило мечты», охватившую все шесть этажей расположенного здесь универмага. Главными элементами инсталляции стали бесчисленные варианты личика и ручек красавицы Лины Кавальери, оперной дивы, которая, как известно, на протяжении десятилетий была абсолютно клинической идеей фикс старшего Форназетти. 

C большим проектом пожаловал в Венецию парижский галерист и топовый интерьерщик Шан Минассян. В пространстве аббатства Сан-Грегорио его детище Chahan Gallery совместно с Colnaghi Gallery развернула грандиозную сценографию. В нее вовлечены полотна венецианских живописцев Бернардо Беллотто и Каналетто, античная скульптура, шкафы c рельефными металлическими фронтами американского дизайнера Пола Эванса и работы молодого керамиста Амира Смольника. Как это часто бывает у Минассяна, его Instagram взорван эффектными видами, а посетить выставку можно только по предварительной договоренности. Так что всем заинтересованным — удачи в переписке с гуру!

И наконец, самое главное. В этом году случилось событие из ряда вон, которое, возможно, откроет для дизайна в Венеции новые перспективы. С большой и очень эстетской экспозицией Dysfunctional в Ка’д’Оро, в залах Галереи Джорджо Франкетти, выступила Carpenters Workshop Gallery, считающаяся сегодня одной из самых влиятельных в мире и амбициозных галерей. Даже далекая от современного дизайна публика оценила нетривиальную красоту кресел, светильников и металлических ширм, выставленных в интерьере XV века среди великолепного собрания барона Джорджо Франкетти. Идея основателей CWG, французов Жюльена Ломбрая и Лоика Ле Гайара — показать среди работ Андреа Мантеньи, Тициана, Антониса ван Дейка, Франческо Гварди многодельные объекты, порой называемые функциональными скульптурами. И посмотреть, насколько сильным зрелищем окажется соседство живописи старых мастеров, ренессансной скульптуры с современными предметами, поражающими воображение то оригинальными концепциями, то необычным пониманием материалов, то марьяжем пластических идей и уникальных технологий. «Название Dysfunctional подчеркивает высокий не функциональный, а в первую очередь художественный статус предметов», — говорит Жюльен Ломбрай. 

В проекте участвует 21 дизайнер, практически все звезды галереи. В самый эффектный диалог со старым искусством вступила световая конструкция «Хрупкий канделябр будущего» — фирменная разработка голландской Studio Drift: каскад светящихся белых одуванчиков у ног святого Себастьяна, фрески Мантеньи, бесспорно, войдет в анналы 58-й Венецианской биеннале. 

Один из героев Dysfunctional — давно живущий в голландском Эйндховене испанец Начо Карбонель. Его светильники-деревья со стволами из кортеновской стали или парящие кроны-облака из металлической сетки, бетона и пробкового дерева выглядят над мозаичным полом XV века экзотическими миражами. Сделанные специально для Венеции, мерцающие металлические кроны по оттенку совпали с позолоченными квадрифолиями, украшающими стены Золотого дома. 

Неизменный восторг публики вызывают часы Мартена Баса (в Венецию приехала версия Текущее время XL 2018 года) с циферблатом, в который вмонтирован видеоролик с человеком, постоянно переставляющим нарисованные стрелки. Вошла в Dysfunctional и давнишняя, но красивая вещь — длинная кушетка-скамья Double Bubble, спроектированная кумиром современных модников, fashion-дизайнером Риком Оуэнсом и его экстравагантной супругой Мишель Лами. Сама Лами в рамках Dysfunctional показала в садике Ка’д’Оро проект «За что мы боремся?», развесив диковатые сумки-торбы, придуманные известными дизайнерами. Максимум пространства, почти целый зал, занял миланский мачо Винченцо де Котиис. Его металлическая конструкция Ode оценена как самый тяжеловесный объект Dysfunctional.

Но настоящим сюрпризом венецианской выставки выступил Вирджил Абло. Кумир «миллениалов», fashion-дизайнер с архитектурным образованием, владелец собственного бренда Off-White и бывший директор рэпера Канье Уэста, Абло сам читает рэп, снимает кино и даже выставлял работы в нью-йоркской галерее Ларри Гагосяна, а в 2018 году вошел в сотню наиболее влиятельных людей по версии журнала Time. Способный парень из Иллинойса, сделавший головокружительную карьеру, два года назад попробовал силы в коллекционном дизайне и снова достиг успеха. Сегодня на террасе Ка’д’Оро выставлены его стулья и скамейка из полированной бронзы из серии Alaska. Предметы сделаны специально для Венеции. По словам Абло, он действовал одновременно, «как пурист и как турист», его вдохновила «высокая вода» — период, когда город погружается под воду, поэтому вся мебель стоит на полу, будто покачиваясь на волнах Большого канала. 

Среди клиентов Carpenters Workshop Gallery — известные коллекционеры Роман Абрамович, Дора и Мер Рубель, музейщики вроде основателя Музея дизайна Vitra Александра фон Вегезака или директора парижского Музея декоративного искусства Беатрис Сальмон, звезды шоу-бизнеса и прочий разномастный влиятельный бомонд. Если нынешний опыт окажется коммерчески удачным, есть основания полагать, что дизайна, в том числе коллекционного, на венецианских биеннале будет только больше. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+