18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Великобритания салютует пионеру «всечества» Наталии Гончаровой

№74
Материал из газеты

На выставку в Тейт собрали более 160 ее работ из ведущих мировых музеев

Первая в Великобритании большая выставка Наталии Гончаровой, абсолютной иконы русского авангарда, признанной классиком искусства ХХ века при жизни, рекордсменки среди дам на аукционных торгах. В 2010 году ее «Испанку» (1916) на Christie’s продали за $10,2 млн. В Тейт так сформулировали миссию Гончаровой: «На протяжении всей своей карьеры она бросала вызов любым условностям, которые создавали художественные, социальные и гендерные традиции». Для тех, кто ничего не слыхал про Гончарову, музей сформулировал несколько пунктов, которые о ней следует знать. Что она была пионером «всечества», то есть занималась живописью, иллюстрацией, дизайном, кино, перформансом. Найден даже английский аналог «всечества» — “everythingism”. Дальше важно, что Гончарова входила в группу лидеров авангарда, выставлялась с Василием Кандинским, Казимиром Малевичем и Владимиром Татлиным. И что особенно значимо — наравне с коллегами-мужчинами. А еще в 1913 году в салоне Клавдии Михайловой в Москве она первой из всех авангардистов удостоилась ретроспективы, где было показано около 800 ее произведений. Выставку тогда посетило 12 тыс. человек, была продана 31 картина, и даже привередливый Александр Бенуа отозвался о ней одобрительно. Вместе с Михаилом Ларионовым Гончарова вывела новый сорт абстрактного искусства — «лучизм». Еще Гончарова, родившаяся в Тульской губернии, не забывала об этом и вдохновлялась народным искусством. В 1910 году ее основанные на лубочных мотивах работы конфисковала полиция. 

На выставку, которую курируют Наталья Сидлина и Мэтью Гейл, собрано более 160 произведений из разных музеев и частных коллекций. Из Третьяковской галереи и Русского музея прибыли главные шедевры — «Велосипедист» (ГРМ), «Крестьяне, собирающие яблоки», «Автопортрет с желтыми лилиями» (оба — ГТГ) и другие. Тут же когда-то подцензурная «Натурщица» и «Евангелисты», восхитившие Лондон еще в 1912-м, но через два года в Петербурге снятые с экспозиции. 

Отдельный зал посвящен сотрудничеству Наталии Гончаровой с Надеждой Ламановой, кутюрье императорского двора. Короткие набеги художницы в дизайн интерьера представлены ширмой «Весна» (1928), созданной по заказу Чикагского художественного клуба и никогда прежде не выставлявшейся. 

Монументальный триптих «Купальщицы» из ГТГ в Великобритании впервые. Впервые же здесь воссоединились «Станок и женщина» («Ткач») из Национального музея Уэльса и «Лес» из Шотландской национальной галереи современного искусства, созданные в одной мастерской в 1913 году. Разумеется, Тейт покажет и свою Гончарову: «Женщин в саду», «Трех девушек» и блистательный футуристический шедевр «Белье» с изображением дамских и мужских сорочек, воротничков и манжет под раскаленным утюгом прачки.

Финальная же точка лондонского проекта — сотрудничество Гончаровой с балетными компаниями, продолжавшееся с 1914-го по 1950-е годы, в том числе эскизы костюмов к опере «Золотой петушок» и балету «Свадебка», поставленным в том же Лондоне в 1920–1930-х годах.  

Тейт Модерн
Наталия Гончарова
6 июня – 8 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+