18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Великобритания салютует пионеру «всечества» Наталии Гончаровой

№74
Материал из газеты

На выставку в Тейт собрали более 160 ее работ из ведущих мировых музеев

Первая в Великобритании большая выставка Наталии Гончаровой, абсолютной иконы русского авангарда, признанной классиком искусства ХХ века при жизни, рекордсменки среди дам на аукционных торгах. В 2010 году ее «Испанку» (1916) на Christie’s продали за $10,2 млн. В Тейт так сформулировали миссию Гончаровой: «На протяжении всей своей карьеры она бросала вызов любым условностям, которые создавали художественные, социальные и гендерные традиции». Для тех, кто ничего не слыхал про Гончарову, музей сформулировал несколько пунктов, которые о ней следует знать. Что она была пионером «всечества», то есть занималась живописью, иллюстрацией, дизайном, кино, перформансом. Найден даже английский аналог «всечества» — “everythingism”. Дальше важно, что Гончарова входила в группу лидеров авангарда, выставлялась с Василием Кандинским, Казимиром Малевичем и Владимиром Татлиным. И что особенно значимо — наравне с коллегами-мужчинами. А еще в 1913 году в салоне Клавдии Михайловой в Москве она первой из всех авангардистов удостоилась ретроспективы, где было показано около 800 ее произведений. Выставку тогда посетило 12 тыс. человек, была продана 31 картина, и даже привередливый Александр Бенуа отозвался о ней одобрительно. Вместе с Михаилом Ларионовым Гончарова вывела новый сорт абстрактного искусства — «лучизм». Еще Гончарова, родившаяся в Тульской губернии, не забывала об этом и вдохновлялась народным искусством. В 1910 году ее основанные на лубочных мотивах работы конфисковала полиция. 

На выставку, которую курируют Наталья Сидлина и Мэтью Гейл, собрано более 160 произведений из разных музеев и частных коллекций. Из Третьяковской галереи и Русского музея прибыли главные шедевры — «Велосипедист» (ГРМ), «Крестьяне, собирающие яблоки», «Автопортрет с желтыми лилиями» (оба — ГТГ) и другие. Тут же когда-то подцензурная «Натурщица» и «Евангелисты», восхитившие Лондон еще в 1912-м, но через два года в Петербурге снятые с экспозиции. 

Отдельный зал посвящен сотрудничеству Наталии Гончаровой с Надеждой Ламановой, кутюрье императорского двора. Короткие набеги художницы в дизайн интерьера представлены ширмой «Весна» (1928), созданной по заказу Чикагского художественного клуба и никогда прежде не выставлявшейся. 

Монументальный триптих «Купальщицы» из ГТГ в Великобритании впервые. Впервые же здесь воссоединились «Станок и женщина» («Ткач») из Национального музея Уэльса и «Лес» из Шотландской национальной галереи современного искусства, созданные в одной мастерской в 1913 году. Разумеется, Тейт покажет и свою Гончарову: «Женщин в саду», «Трех девушек» и блистательный футуристический шедевр «Белье» с изображением дамских и мужских сорочек, воротничков и манжет под раскаленным утюгом прачки.

Финальная же точка лондонского проекта — сотрудничество Гончаровой с балетными компаниями, продолжавшееся с 1914-го по 1950-е годы, в том числе эскизы костюмов к опере «Золотой петушок» и балету «Свадебка», поставленным в том же Лондоне в 1920–1930-х годах.  

Тейт Модерн
Наталия Гончарова
6 июня – 8 сентября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+