18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации

№73
Материал из газеты

В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники»

В самом начале оттепели молодой творческий коллектив «ЛеСС», куда входили три скульптора — Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис, получил заказ на декорирование бассейна «Лужники». Заказанный барельеф они создали и установили в 1955–1956 годах. Это была крупная многофигурная конструкция 19 м длиной и 3,8 м высотой, воспевающая молодость и советский спорт. В 2015-м прежнее здание открытого бассейна было разобрано, а на его месте началось возведение современного плавательного центра. Однако барельефу, созданному скульпторами, которые впоследствии стали знаменитыми, повезло: город Москва и управляющая компания решили его сберечь, интегрировав в новый комплекс.
Керамическая композиция весом 22 т, состоящая из 622 деталей, была аккуратно демонтирована с наружной стены здания, где она располагалась на уровне первого этажа. Фасады нового бассейна украсили репликами барельефа из стеклофибробетона. К копированию архитекторы подошли артистично: отсканировали с помощью 3D-съемки, увеличили в полтора раза, вылепили модели, повторили с точностью все детали и установили на фасадах на фоне ажурных окон верхнего яруса, отдав композиции роль ключевого элемента дизайна. Причем реплики сделаны двухсторонними — изнутри здания их тоже будет хорошо видно. Подлинная же скульптура отправилась на долгую реставрацию.

«Обследование барельефа началось в 2017 году, — рассказывает руководитель реставрационной мастерской «Стройпроектреставрация» Михаил Фурсов. — Мы получили полсотни ящиков демонтированных деталей. Определили материал изготовления — это шамот и терракота, разновидность грубой керамики, однотонный неглазурованный пористый материал. Сам барельеф — сложная многофигурная композиция (изображено 16 человек, поделенных на три группы, между ними — дельфин и парусник), состоящая из множества отдельных керамических изделий, каждое из которых имеет свой индивидуальный рельеф. За 60 лет под открытым небом барельеф, конечно, пострадал. На нем много сколов, трещин, утрат. Вдобавок панно много раз перекрашивали. Мы вскрыли пять-восемь слоев лакокрасочных покрытий разных оттенков, причем по большей части плохо сочетающихся друг с другом по составу. Чтобы расчистить эти слои и добраться до исходной поверхности, пришлось потрудиться. Кстати, изначально барельеф был тоже дополнительно покрыт цветной защитной пропиткой. Сейчас мы подбираем оттенок финального покрытия, чтобы он совпадал с тем самым первым, авторским».
При изучении фрагментов барельефа выяснилось, что утрачено около трети деталей. Реставраторы решили воссоздать их на основе старых фотографий, причем так, чтобы разницы между новыми и старыми участками не было заметно. В конце 2018 года ящики с элементами барельефа увезли в Кимры, где сохранилось подходящее керамическое производство. Сотрудникам мастерской выделили специальный цех, там на полу они разложили сохранившиеся детали. Новые элементы, воссозданные в том же материале, сразу примеряют к исходному барельефу, подтесывают, где надо, дополняют. Фронт работ, по словам Михаила Фурсова, вообще был огромный. Помимо новых элементов, необходимо привести в порядок все оригинальные детали, а они полны сколов, трещин, есть много расколотых элементов — все нужно склеить, зачистить, подогнать.

Отреставрированное с таким трудом панно, конечно, под открытое небо никто возвращать не будет. Его место теперь — внутри нового Дворца водных видов спорта, на отдельной стене в главном фойе, ровно напротив центрального входа. «Открытие крупнейшего в России аквакомплекса запланировано на осень 2019 года. Концепция облика здания основывается на современном прочтении архитектурных традиций 50-х годов XX века. Исторический барельеф был очень важен, и мы приложили все усилия, чтобы его сохранить. Здание воссоздано с использованием современных технологий и решений, при этом сохранена его узнаваемость и не нарушено стилистическое единство всего спортивного комплекса», — прокомментировала Юлия Журкина, заместитель директора по коммуникациям АО «Лужники».  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+