18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации

№73, май 2019
№73
Материал из газеты

В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники»

Фасад нового Дворца водных видов спорта на территории спорткомплекса «Лужники». Фото: Москомархитектура/UNK project
Фасад нового Дворца водных видов спорта на территории спорткомплекса «Лужники».
Фото: Москомархитектура/UNK project

В самом начале оттепели молодой творческий коллектив «ЛеСС», куда входили три скульптора — Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис, получил заказ на декорирование бассейна «Лужники». Заказанный барельеф они создали и установили в 1955–1956 годах. Это была крупная многофигурная конструкция 19 м длиной и 3,8 м высотой, воспевающая молодость и советский спорт. В 2015-м прежнее здание открытого бассейна было разобрано, а на его месте началось возведение современного плавательного центра. Однако барельефу, созданному скульпторами, которые впоследствии стали знаменитыми, повезло: город Москва и управляющая компания решили его сберечь, интегрировав в новый комплекс.
Керамическая композиция весом 22 т, состоящая из 622 деталей, была аккуратно демонтирована с наружной стены здания, где она располагалась на уровне первого этажа. Фасады нового бассейна украсили репликами барельефа из стеклофибробетона. К копированию архитекторы подошли артистично: отсканировали с помощью 3D-съемки, увеличили в полтора раза, вылепили модели, повторили с точностью все детали и установили на фасадах на фоне ажурных окон верхнего яруса, отдав композиции роль ключевого элемента дизайна. Причем реплики сделаны двухсторонними — изнутри здания их тоже будет хорошо видно. Подлинная же скульптура отправилась на долгую реставрацию.

Бассейн «Лужники» был открыт в 1957 г. Фото: Москомархитектура/UNK project
Бассейн «Лужники» был открыт в 1957 г.
Фото: Москомархитектура/UNK project

«Обследование барельефа началось в 2017 году, — рассказывает руководитель реставрационной мастерской «Стройпроектреставрация» Михаил Фурсов. — Мы получили полсотни ящиков демонтированных деталей. Определили материал изготовления — это шамот и терракота, разновидность грубой керамики, однотонный неглазурованный пористый материал. Сам барельеф — сложная многофигурная композиция (изображено 16 человек, поделенных на три группы, между ними — дельфин и парусник), состоящая из множества отдельных керамических изделий, каждое из которых имеет свой индивидуальный рельеф. За 60 лет под открытым небом барельеф, конечно, пострадал. На нем много сколов, трещин, утрат. Вдобавок панно много раз перекрашивали. Мы вскрыли пять-восемь слоев лакокрасочных покрытий разных оттенков, причем по большей части плохо сочетающихся друг с другом по составу. Чтобы расчистить эти слои и добраться до исходной поверхности, пришлось потрудиться. Кстати, изначально барельеф был тоже дополнительно покрыт цветной защитной пропиткой. Сейчас мы подбираем оттенок финального покрытия, чтобы он совпадал с тем самым первым, авторским».
При изучении фрагментов барельефа выяснилось, что утрачено около трети деталей. Реставраторы решили воссоздать их на основе старых фотографий, причем так, чтобы разницы между новыми и старыми участками не было заметно. В конце 2018 года ящики с элементами барельефа увезли в Кимры, где сохранилось подходящее керамическое производство. Сотрудникам мастерской выделили специальный цех, там на полу они разложили сохранившиеся детали. Новые элементы, воссозданные в том же материале, сразу примеряют к исходному барельефу, подтесывают, где надо, дополняют. Фронт работ, по словам Михаила Фурсова, вообще был огромный. Помимо новых элементов, необходимо привести в порядок все оригинальные детали, а они полны сколов, трещин, есть много расколотых элементов — все нужно склеить, зачистить, подогнать.

Фрагмент барельефа скульпторов группы «ЛеСС». Фото: Москомархитектура/UNK project
Фрагмент барельефа скульпторов группы «ЛеСС».
Фото: Москомархитектура/UNK project

Отреставрированное с таким трудом панно, конечно, под открытое небо никто возвращать не будет. Его место теперь — внутри нового Дворца водных видов спорта, на отдельной стене в главном фойе, ровно напротив центрального входа. «Открытие крупнейшего в России аквакомплекса запланировано на осень 2019 года. Концепция облика здания основывается на современном прочтении архитектурных традиций 50-х годов XX века. Исторический барельеф был очень важен, и мы приложили все усилия, чтобы его сохранить. Здание воссоздано с использованием современных технологий и решений, при этом сохранена его узнаваемость и не нарушено стилистическое единство всего спортивного комплекса», — прокомментировала Юлия Журкина, заместитель директора по коммуникациям АО «Лужники».  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+