18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»

№73
Материал из газеты

Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия

Справка

ДОСЬЕ

Алексей Курочкин
Коллекционер

Юрист по образованию, работает в сфере финансов и инвестиций. Занимается частными историческими исследованиями в области оружиеведения и традиционных воинских культур Востока. С 2014 года регулярно публикует статьи в профильных российских и зарубежных журналах и сборниках. Один из учредителей журнала «Историческое оружиеведение».

Еще…

Военное искусство Японии, Китая, Индии — сфера научных и собирательских интересов Алексея Курочкина. Он не профессиональный историк, но в области своих интересов уже стал авторитетным исследователем, непременным участником научных семинаров и конференций. В июне в Кунст­камере откроется выставка, где широкой публике будет представлено его редкое собрание.

Алексей Юрьевич, вы расстались с уникальной коллекцией, спокойно передав ее в музей. Почему так поступили?

Наверное, потому что я не коллекционер в привычном смысле слова. Собирал вещи ради своих исследовательских интересов в области традиционных воинских культур Востока. Когда предмет исследован и в достаточной степени понят, он уже не представляет особого интереса. А как расстаться с коллекцией, которую составлял много лет? Просто раздать вещи, которые вы собирали годами, грустно. Лучший способ сохранить что-то — передать тому, кому действительно нужно. Я не сохну над вещами, как Кощей, для меня важнее научная ценность — буду сражаться за свои теории и убеждения, а не за предметы.

Для подарка выбрали Кунсткамеру, а не Эрмитаж — почему?

Парное китайское оружие — это все-таки этнография, оно не в золоте и бриллиантах. Выбирал между РЭМом (Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге. — TANR) и Кунсткамерой, но остановился на Кунсткамере, которая регулярно публикует свои исследования. Мне важно, чтобы моя коллекция продолжала работать, приносить пользу, чтобы ее изучали.

Чем уникальна ваша коллекция китайского парного оружия?

Самим фактом своего существования и полнотой. Коллекций китайского оружия в мире немало, и парное оружие как существенная часть китайского традиционного оружия в них также встречается. У меня же было собрание исключительно парного оружия, практически всех его разновидностей, встречавшихся в Китае. О второй такой коллекции даже в мире я не знаю.

В чем особенность парного оружия?

Поначалу мне казалось, что парное оружие использовали какие-то совершенно неординарные личности или это было связано с какими-то особенными воззрениями. Начал с самого известного примера — со знаменитого японского фехтовальщика XVI–XVII веков Миямото Мусаcи, который разработал систему ведения боя двумя мечами, эта школа фехтования существует до сих пор. Но оказалось, что за этим не стоит никакой особой философии или традиции, кроме неординарной личности самого Мусаcи, который, кстати, в реальности никогда и не сражался двумя мечами.

В Китае все было иначе?

В Китае парное оружие действительно укоренено в народных практиках, его использовали деревенские ополченцы, в традиционных воинских искусствах. Есть даже изображения мифологических существ, у которых в каждой руке по мечу, в каждой ноге по ножу. В придворном китайском ритуале и в армии парное оружие встречалось. Как правило, это были парные сабли, которые можно было носить в одних ножнах. С одной стороны рукоять и гарда у каждой сабли были плоскими, что позволяло составлять их вместе, как бы одну саблю из двух половинок. 

Если были легендарные личности, были и необыкновенные истории, связанные с оружием?

Однажды я обнаружил некоторое количество парных китайских тесаков из США. Они, конечно, могли попасть туда благодаря коллекционерам, но канал происхождения явно был иной. Позже выяснилось, что эти тесаки были популярным оружием китайских банд Чайна-тауна в Сан-Франциско. Harper’s Weekly, американский политический журнал, выходивший в Нью-Йорке, в 1886 году писал: «Смертельное оружие — это двойные мечи, каждый длиной около двух футов, которые носят в одних ножнах. Китайцы берут их каждый в одну руку и прорубают себе дорогу сквозь толпу врагов». Еще случайно у меня оказалось несколько экземпляров парных кинжалов, схожих между собой, но явно произведенных в разных местах. Конструкция и размер указывали, что ими не воевали. Коллеги установили, что это предметы из магических практик шаманов Северного Вьетнама.

Почему вы вообще начали коллекционировать оружие? Детская мечта о шпагах и кортиках?

Я уже взрослым заинтересовался восточными культурами, читал книжки, начал изучать артефакты, писать статьи. В оружии пересекаются многие культурные явления и разные смыслы, не только практические и прикладные, но и, что особенно важно для восточных культур, религиозные, мифологические и ритуальные. Конечно, хотел увидеть его, подержать в руках. Обратился к коллекционерам, посетил основные музеи. И сделал для себя открытие: в частных коллекциях хранятся выдающиеся предметы мировой культуры!

Почему после Японии и Китая Индия?

Изучая японское парное оружие, быстро понял, что многое в этой культуре идет из Китая. Занялся Китаем и понял, что именно Индия оказала огромное влияние на его культуру. В Индии я обнаружил более глубокие корни философии оружия, в том числе парного. Даже традиции вооруженного монашества имеют в Индии более давнюю историю, чем широко известный и во многом легендарный Шаолинь. Мало какое еще оружие в мире так сильно связано с мифологией, ритуалом и в целом с культурой, как индийское.

Язык выучили?

Да, сначала учил китайский, теперь хинди, но для исследований пользуюсь профессиональными переводами.

Чем принципиально отличается коллекционное оружие от неколлекционного?

Внешне почти ничем. Коллекционировать можно все, что разрешено законом. Условно существует деление на современное и антикварное оружие, просто в разных странах разное законодательство. Где-то считается, что, если предмету больше 100 лет, это антиквариат. У нас в стране холодное оружие является антикварным, если оно изготовлено до 1945 года.

Дырки не надо сверлить в клинках, как в ружье?

Дырки в стволах — наследие советского времени. В некоторых советских музеях и сабли шурупами прикручивали к стене. Сейчас это не практикуется.

Фальшивки часто встречаются?

Увы, часто. Отличить подделку от оригинала в случае китайского оружия специалисту пока еще довольно легко, но технологии подделок и искусственного старения постоянно совершенствуются. Уже есть категории поддельного оружия, которое практически не отличить от оригинала. И чем популярнее у коллекционеров какой-то вид оружия, тем более искусно и масштабно его подделывают. Я на это не попадался, у меня были очень хорошие учителя.

Ученые или собиратели?

Учился у всех, тем более что в нашей стране научное оружиеведение практически создается заново. Сейчас в год проходит до трех специализированных научных конференций, постепенно преодолевается отчуждение между коллекционерами, независимыми исследователями и сотрудниками музеев.

Много в России коллекционеров, собирающих оружие?

Никто не знает сколько. Такие увлечения не афишируют, тем более при нынешних законах, которые практически запрещают продавать и покупать оружие.

Встречались какие-то эксклюзивные предметы?

В составе коллекции я передал в музей пару уникальных китайских ножей, изображения которых постоянно фигурировали в качестве образца и примера в сообществе оружиеведов, в статьях и на специализированных интернет-форумах. В итоге они оказались в моей коллекции, чем я очень гордился. Теперь они в музее, и я еще больше горжусь тем, что они сохранятся и для следующих поколений. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+