18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Джульет Хэкинг исследовала историю фоторынка с конца XIX века

№73
Материал из газеты

Новая книга «Фотография и художественный рынок» стремится проявить и зафиксировать ситуацию на рынке фотоискусства

В исследовании «Фотография и художественный рынок» Джульет Хэкинг пишет: «Утверждение, что фотоработы могут иметь равную эстетическую ценность с произведениями живописи и графики, за минувшие полвека перешло из разряда маргинальных в общепринятые». И тут же автор признает, что это заявление требует оговорок. Без них, отмечает лектор Института искусств Sotheby’s, ряд особенностей рынка фотографии «может показаться иррациональным».

Хэкинг рассказывает увлекательную историю фоторынка, начиная с XIX века, когда снимки ценились больше за документальные и научные качества, чем за эстетические достоинства, и заканчивая сегодняшними реалиями. Громадный сдвиг произошел в 1970-х годах — фотографии стали уходить с молотка на аукционах Sotheby’s и Christie’s. Ныне в мире фотографии существует строгая ценностная иерархия. На ее нижнем уровне — любительские снимки неизвестных авторов, которые на блошиных рынках можно приобрести за копейки. На самом верху располагаются работы профессионалов: Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Синди Шерман. Это уже не фотографы, а современные художники, титаны, перешагнувшие границы традиционных выразительных средств. За что же им такое возвышение? Порождает его трактат Шарля Бодлера еще 1859 года, где он относит фотографию к области механики, но никак не поэзии. «По-прежнему бытует взгляд, что фотография стоит ниже изобразительного искусства», — утверждает Джульет Хэкинг. 

На страницах ее предыдущей монографии «Жизнь великих фотографов» (2015) обитало множество интересных, талантливых личностей. Нынешняя книга вышла более сухой, что соответствует ее функции справочника для покупателей, но и здесь найдется немало ярких подробностей. Особенно запоминается рассказ о жульничестве с фотографиями Ман Рэя, когда коллекционер не заметил, что они напечатаны на бумаге Agfa 1990-х годов. Подделки — лишь одна из проблем, затронутых в книге. Другая касается посмертных фотоотпечатков. Например, Хэкинг упоминает случай американского уличного фотографа Гарри Виногранда, после смерти которого в 1984 году осталось порядка 2 тыс. катушек непроявленной фотопленки. Впоследствии их проявили, отпечатали и подарили Музею современного искусства Сан-Франциско. Относительно их ценности, как пишет автор, высказываются самые разные мнения.

Инвесторам в поисках новых авторов Хэкинг советует обратить внимание, в частности, на Франческу Вудман и Сёмэя Томацу. Успех этих мастеров, отмечает она, «будет в большой степени зависеть от того, как их работы воспримет крупный дилер». Видимо, рынок фотографии становится похож на все остальные.  Кристиан Хаус

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+