18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джульет Хэкинг исследовала историю фоторынка с конца XIX века

№73
Материал из газеты

Новая книга «Фотография и художественный рынок» стремится проявить и зафиксировать ситуацию на рынке фотоискусства

В исследовании «Фотография и художественный рынок» Джульет Хэкинг пишет: «Утверждение, что фотоработы могут иметь равную эстетическую ценность с произведениями живописи и графики, за минувшие полвека перешло из разряда маргинальных в общепринятые». И тут же автор признает, что это заявление требует оговорок. Без них, отмечает лектор Института искусств Sotheby’s, ряд особенностей рынка фотографии «может показаться иррациональным».

Хэкинг рассказывает увлекательную историю фоторынка, начиная с XIX века, когда снимки ценились больше за документальные и научные качества, чем за эстетические достоинства, и заканчивая сегодняшними реалиями. Громадный сдвиг произошел в 1970-х годах — фотографии стали уходить с молотка на аукционах Sotheby’s и Christie’s. Ныне в мире фотографии существует строгая ценностная иерархия. На ее нижнем уровне — любительские снимки неизвестных авторов, которые на блошиных рынках можно приобрести за копейки. На самом верху располагаются работы профессионалов: Андреаса Гурски, Томаса Руффа, Синди Шерман. Это уже не фотографы, а современные художники, титаны, перешагнувшие границы традиционных выразительных средств. За что же им такое возвышение? Порождает его трактат Шарля Бодлера еще 1859 года, где он относит фотографию к области механики, но никак не поэзии. «По-прежнему бытует взгляд, что фотография стоит ниже изобразительного искусства», — утверждает Джульет Хэкинг. 

На страницах ее предыдущей монографии «Жизнь великих фотографов» (2015) обитало множество интересных, талантливых личностей. Нынешняя книга вышла более сухой, что соответствует ее функции справочника для покупателей, но и здесь найдется немало ярких подробностей. Особенно запоминается рассказ о жульничестве с фотографиями Ман Рэя, когда коллекционер не заметил, что они напечатаны на бумаге Agfa 1990-х годов. Подделки — лишь одна из проблем, затронутых в книге. Другая касается посмертных фотоотпечатков. Например, Хэкинг упоминает случай американского уличного фотографа Гарри Виногранда, после смерти которого в 1984 году осталось порядка 2 тыс. катушек непроявленной фотопленки. Впоследствии их проявили, отпечатали и подарили Музею современного искусства Сан-Франциско. Относительно их ценности, как пишет автор, высказываются самые разные мнения.

Инвесторам в поисках новых авторов Хэкинг советует обратить внимание, в частности, на Франческу Вудман и Сёмэя Томацу. Успех этих мастеров, отмечает она, «будет в большой степени зависеть от того, как их работы воспримет крупный дилер». Видимо, рынок фотографии становится похож на все остальные.  Кристиан Хаус

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+