Россия — ярмарка неосуществимых идей

Российский проект Fair Enough (Вполне справедливо) отмечен специальным упоминанием жюри за «демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». В названии содержится игра слов, так как «fair» значит и ярмарка, и красота, и ясность. Кураторы павильона из московского Института медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» (Дарья Парамонова, Антон Кальгаев и Брендан Макгетрик) показали себя верными учениками Рема Колхаса и создали в павильоне ярмарку, на которой два десятка фирм продают самые яркие архитектурные идеи России за последние 100 лет. Можно предположить, что далеко не все посетители павильона догадались, что речь идет не о реально существующих, а о фиктивных организациях, настолько правдоподобно выглядят стенды, где у каждого свой логотип, стиль и специализация, например туристическое агентство «Архипелаг», предлагающее путешествия в страны, где еще сохранилась советская архитектура, вроде Монголии и Кубы, или новейшие системы хранения «Дача». У каждого стенда во время вернисажа находился представитель «фирмы», который объяснял посетителям на европейских языках привлекательность «товара», будь это «Щусевские креативные решения» (рядом модель мавзолея Ленина), мастерклассы в стиле Вхутемаса или рекламное агентство «Лисицкий». Одним из самых эффектных оказался стенд «Московского метро», предлагающий образцы мозаик и плафонов для других городов мира, например Сан-Паулу или Бейрута. Единственными подлинниками в экспозиции были эскизы Алексея Щусева, помещенные на верхний этаж, под потолок, но немногие туда добирались.

Накануне открытия биеннале у российского павильона сменился комиссар: вместо либерального критика Григория Ревзина им стал государственник, ректор Петербургской академии художеств Семен Михайловский, но эти политические кадровые перестановки, повидимому, не успели повлиять на общий стиль павильона, в котором понимающие люди распознают горькую иронию. Чего стоит одно «Российское консульство ретроактивного девелопмента», солидно торгующее благовидно оформленным сносом исторических памятников, то есть «новоделами»!И при всей позитивности экспозиции печально звучит неоновый лозунг, провожающий на выходе из павильона: «Russia’s past, our present» («Прошлое России — наше настоящее»).

Бюджет проекта составил 46 млн руб.: 10 млн руб. от Министерства культуры, остальные средства выделили Газпромбанк и государственная корпорация «Ростех».

Российское участие в биеннале этим не ограничилось. Многие современные российские художники и архитекторы выступили в Антарктическом павильоне с идеями освоения этого континента. Свой павильон впервые представила Москва — его куратором стал главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, представивший проект парка «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия», а поддержала компания RDI. В параллельную программу биеннале была включена и выставка Михаил Рогинский. По ту сторону красной двери в университете Ка’Фоскари, организованная фондом In Artibus.

Институт «Стрелка» представляет Неделю архитектурной биеннале в Москве

«Стрелка» открывает цикл дискуссий, посвященных архитектурным идеям, которые были представлены в русском павильоне на Венецианской биеннале 2014 года. В течение всей «Недели биеннале» во дворе института будет показана небольшая реплика выставки Fair Enough, которая была удостоена специального упоминания жюри биеннале.

Расписание недели:

21 июля, 20:00 // Fair Enough — ярмарка идей

22 июля, 20:00 // Мифология архитектуры

23 июля, 20:00 // Архитектура и образование

24 июля, 20:00 // Архитектурная «гибкость»

25 июля, 20:00 // Feedback

Официальный сайт выставки, представленной в российском павильоне.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+