18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Центре Помпиду раскрывают архаические истоки современного искусства

№73
Материал из газеты

На выставке «Предыстория. Энигма модернизма» можно увидеть произведения Поля Сезанна, Луиз Буржуа и Альберто Джакометти в сопровождении работ анонимных художников, творивших в палеолите, неолите и бронзовом веке

О связи доисторического искусства с модернистским много говорилось на протяжении всего ХХ века. И не без оснований: с некоторых пор художники начали впрямую манифестировать обращение к архаике, видя в этом путь к обновлению «одряхлевшей» современной культуры. 

Хотя, если разбираться, станет понятно, что образчики примитивного искусства привлекали амбициозных авторов разными своими свойствами. Одни искали в древних изображениях неиссякаемый источник хтонической мощи, другие мечтали избавить цивилизацию от излишней «искусственности», третьи стремились перекодировать пластику в технологических целях. 

Наскальные росписи, открытые в конце 1870-х годов в испанской пещере Альтамира, вызвали всплеск интереса к теме доисторического искусства. Однако и без того уже накопилась критическая масса всевозможных находок. Ученые их систематизировали, а художники интерпретировали — и процесс продолжается по сей день. Правда, трудновато представить себе современных творцов за чтением журнала наподобие «Вестника археологии», но все же по прошествии сотни с лишним лет тренд как таковой не угас. Проблематику такого рода решили всколыхнуть и осмыслить в парижском Центре Жоржа Помпиду. Знаковыми и наиболее значимыми фигурами из новейших времен в экспозиции «Предыстории» выступают Йозеф Бойс, Луиз Буржуа, Альберто Джакометти, Пауль Клее, Жоан Миро, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, и список ими не исчерпывается. Доисторическую эпоху представляют анонимные художники, творившие в палеолите, неолите и бронзовом веке. Распорядителями их безымянного наследия выступит ряд французских музеев, отвечающих за зарю человечества. 

Разумеется, все сопоставляется между собой нелинейно, поскольку в строгой хронологии при такой постановке вопроса нет никакого смысла. Тут уже все зависит от кураторской интуиции, насколько уместным и убедительным оказывается соседство мегалитов, идолов и орнаментов с работами классиков нашего времени. А для культурологического контекста кураторы подготовили еще и обширное мультимедийное сопровождение — от хроник реальной археологии до кинематографического фэнтези в духе «Космической одиссеи 2001 года» и «Парка юрского периода». 

Центр Жоржа Помпиду
Предыстория. Энигма модернизма
8 мая – 16 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+