18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Новый онлайн-инструмент поможет датировать гравюры Рембрандта

№72
Материал из газеты

Базу водяных знаков, встречающихся на гравюрах мастера, создали студенты и преподаватели Университета Корнелла

Спустя три с половиной века после смерти Рембрандта многие вопросы, касающиеся его творческого процесса, по-прежнему актуальны. В том числе вызванные склонностью художника вносить изменения в рисунок на гравюрных досках, делая оттиски разных состояний. Для ученых, которые пытаются зафиксировать последовательность этих состояний, бесценным источником информации служат водяные знаки, позволяющие связать оттиски с определенными партиями бумаги, которые художник закупал для своей мастерской, и тем самым датировать их.

Сейчас студенты и преподаватели Университета Корнелла готовят сайт, который позволит загружать изображения водяных знаков, обнаруженных на гравюрах Рембрандта, и быстро определять, к какому типу они относятся. По словам Эндрю Вейслогела, куратора раннего европейского и американского искусства в Художественном музее Герберта Ф. Джонсона при Университете Корнелла, благодаря гранту от Национального фонда поддержки гуманитарных наук группа надеется подготовить онлайн-интерфейс уже к концу лета. Прежде чем сайт сделают общедоступным, его протестируют коллеги из других академических учреждений.

Проект носит название «Распознавание водяных знаков на гравюрах Рембрандта» (Watermark Identification in Rembrandt’s Etchings, сокращенно WIRE). Он опирается на наблюдения, сделанные реставраторами Нэнси Эш и Шелли Флетчер в 1990-х годах и развитые в книге 2006 года Эрика Хинтердинга. Благодаря продвинутой технологии сканирования Хинтердинг систематизировал водяные знаки, встречающиеся на гравюрах Рембрандта, разделив их на 54 основные группы, в которых выделяются 294 типа и 512 подтипов знаков.

Однако на перебор всех подвидов в поисках нужного может уйти много времени и сил. Поэтому участники проекта WIRE поставили перед собой задачу построить «дерево решений» для 54 основных групп. Каждая ветвь представляет собой простую серию вопросов, например: «Есть ли под гербом инициалы?» или «Венчает ли герб корона?». В итоге пользователь находит наиболее точное соответствие своему водяному знаку, что позволяет приблизительно датировать произведение и посмотреть другие оттиски Рембрандта, сделанные на такой же бумаге.

У проекта, впрочем, есть существенное ограничение: водяными знаками помечалась европейская бумага, но Рембрандт время от времени печатал гравюры на японской бумаге. Кроме того, водяные знаки присутствуют лишь приблизительно на трети отпечатков Рембрандта на европейской бумаге, поскольку отпечатки с маленьких пластин могли делаться на части листа, не содержащей водяного знака.

Несмотря на упомянутые ограничения, благодаря проекту WIRE наши знания о гравюрах Рембрандта значительно продвинулись: его участникам удалось обнаружить около дюжины водяных знаков, не учтенных в книге Хинтердинга, и гораздо глубже изучить методы работы великого голландца. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+