90-е на экране

Центр документального кино в Москве с 10 июля начинает показ цикла фильмов о российском художественном процессе с 1980-х годов и до наших дней. Многие картины уже известны публике, как, например, серия Евгения Митты и Александра Шейна Антология современного искусства. Этим летом на большом экране можно будет увидеть фильмы Олег Кулик: вызов и провокация 2008 года, Виноградов — Дубосарский: картина на заказ 2009-го и Тимур Новиков. Ноль объект, вышедший в этом году. Центр документального кино представит также несколько кинопроектов, которые рассказывают о ставших легендарными сквоте художников в Фурманном переулке в Москве и петербургском арт-центре 1980-х годов Пушкинская, 10 и об истории первого Центра современного искусства, существовавшего в 1990-е на Якиманке.

Летняя программа показов Центра документального кино, посвященная современному искусству, предлагает удивительный и местами парадоксальный срез нашей художественной жизни. Не хочется рекомендовать какие-то отдельные картины, пото-му что лучше всего они воспринимаются вместе, тогда возникают любопытные диалоги и перекрестные ссылки, не задуманные изначально авторами документальных фильмов. Кинохроника прошлого перемежается с высказываниями участников событий, которые теперь порой иначе интерпретируют то, что происходило в современном искусстве в 1980-е и 1990-е годы. Есть и редкие кадры, запечатлевшие художественные акции тех лет, как знаменитые сейчас, так и канувшие в небытие. Например, в фильме Андрея Сильвестрова Якиманка. 90-е годы подробно анализируется перформанс Олега Кулика Человек-собака. Этот же сюжет неизбежно попадает в поле зрения фильма Евгения Митты и Александра Шейна об эпатажном художнике. В первой части фильма об Александре Виноградове и Владимире Дубосарском художники рассказывают о том, как сложно в 1990-е им было пробиться, когда кругом гремели инсталляции и перформансы. Сразу вспоминается бурление новых художественных идей, то «телесное переживание психокреативности», по словам Виктора Мизиано, которое ощущалось в Центре на Якиманке. Вот художник Олег Маслов в фильме Пушкинская, 10 рассказывает о том, как Тимуру Новикову пришла в голову мысль основать Новую академию изящных искусств, а фильм о Новикове развивает дальше эту историю. Этот документальный цикл является своего рода продолжением недавней выставки Реконструкция в фонде «Екатерина»: те же герои, та же ностальгия и анализ одновременно.

Расписание показов смотрите на сайте.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+