В Петербурге преодолевают страх смерти

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

В Манеже на выставке «Жизнь после жизни» представляют энциклопедию русского искусства за последние 260 лет, где реальные события смешаны с вымышленными историями, переживание темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца

Григорий Михайлов. «Прометей». 1839. Собрание Академии художеств
Григорий Михайлов. «Прометей». 1839. Собрание Академии художеств

ЦВЗ «Манеж» давно задумал проект о том, как преодолеть совершенно естественный для нормального человека страх смерти. Еще летом 2018 года художник Виталий Пушницкий разместил на одной из петербургских улиц баннер «Искусство как способ бессмертия», одновременно отвечая на вопрос о человеческих фобиях и предлагая провокационный способ борьбы с ними. Теперь куратор проекта «Жизнь после жизни», заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж» Елизавета Павлычева пригласила Пушницкого художественным консультантом. При помощи большой команды из 20 российских музеев они отобрали порядка 200 произведений — это живопись, графика, скульптура, созданные петербургскими художниками ни больше ни меньше как за последние 260 лет. То есть вся энциклопедия русского искусства на тему, где реальные события смешаны с вымышленными историями, факты — с легендами и мифами, переживания темы смерти — с насмешкой над страхом неизбежного конца.

Владимир Кустов. «Магический квадрат профессора Мишина №42». 2012. Собрание Marina Gisich Gallery
Владимир Кустов. «Магический квадрат профессора Мишина №42». 2012. Собрание Marina Gisich Gallery

На одном полюсе выставки — картина классициста Александра Литовченко «Харон перевозит души умерших через реку Стикс» (1860). Показывая молодые обнаженные тела, художник преодолевает страх смерти изображением красоты. На другом полюсе — голограмма современного художника-некрореалиста Владимира Кустова «Магический квадрат профессора Мишина № 42» (2012). Это и оммаж «Меланхолии» бессмертного Альбрехта Дюрера, и натуралистическая демонстрация разложившейся человеческой головы как знака тленности, и насмешка над изобретателями новых и новых «магических квадратов», словно они могут спасти органическую жизнь от ее естественного финала. Между ними — «Прометей» Григория Михайлова (1839) о вечной жизни и вечных муках, «Иоанн Креститель» (1999) и «Танец Саломеи» (2014) нашего современника Вячеслава Михайлова о трагической смерти библейского персонажа. В общем, любите жизнь, дамы и господа! 

Центральный выставочный зал «Манеж»
Жизнь после жизни
5 апреля – 22 мая

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+