18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Букет к столу

№72
Материал из газеты

Легендарный французский Дом декоративного фарфора Bernardaud представил чайный сервиз, украшенный работами Марка Шагала

Компания Mercury сделала московским ценителям элитного фарфора и поклонникам творчества Марка Шагала по-настоящему уникальный подарок: в середине марта Фредерик Бернардо, генеральный директор бренда Bernardaud, Мерет Мейер, вице-президент Фонда Марка Шагала и внучка художника, а также вторая его внучка Белла Мейер представили столичной публике эксклюзивный чайный сервиз «Букет цветов Марка Шагала» с семью рисунками и монотипиями художника, перенесенными с максимальной точностью на белоснежный фарфор. Новая серия изысканных предметов была создана специально для России по инициативе Mercury.

Для Дома Bernardaud подобные хрупкие шедевры — история хорошо знакомая. Коллаборации с представителями мира искусства, дизайна, кино и даже парфюмерии появляются у них почти так же часто, как новые базовые коллекции. Художники Марина Абрамович, Субодх Гупта и Жан-Мишель Альберола, парфюмер Оливия Джакобетти, режиссер Дэвид Линч, дизайнер Марко Менкаччи и еще добрых два десятка мастеров отметились в летописи Дома в качестве художников-друзей.

Формула самого фарфора Bernardaud неизменна на протяжении полутора столетий: 50% каолина (белая глина), 25% кварца, 25% полевого шпата. Ничего другого, никаких прочих примесей. Идеальный белый материал выходит всего из трех ингредиентов. Правда, чтобы поутру вы могли насладиться свежесваренным кофе в изысканной чашке, например из коллекции Ecume с необычным точечно-рельефным узором, ей пришлось пройти довольно долгий путь, поскольку для ее создания на мануфактуре Bernardaud были поэтапно — один за другим — задействованы минимум 50 человек. Самые яркие и, пожалуй, сложные проекты Дома всегда связаны с необычными формами. Так было, к примеру, с вазами Nazareth дизайнерского дуэта братьев Кампана и статуэтками серии Balloons Джеффа Кунса. Главная проблема в работе с фарфором состоит в том, что после обжига любой предмет уменьшается в объеме на 14% и предугадать, как именно это произойдет, просто невозможно. Поэтому для создания идеальных экземпляров с нужными пропорциями требуется все мастерство работников мануфактуры и длительный подготовительный период. 

Другая сложность — точность цветопередачи. Чтобы рисунок закрепился на поверхности и сохранялся долгие годы, предмет проходит финальный, третий по счету обжиг. И если одни цвета выдерживают температуру до 1200 градусов, то краски так называемого малого огня — лишь 850 градусов. И как раз в эту палитру входят важные для декорирования оттенки, которые при перегреве даже на 10–15 градусов потеряют нужный тон: красный превратится в коричневый, синий — в черный. Жидкие золото и платина (к слову, самые настоящие, а не имитация), которые используются для росписи, тоже привередливы и требуют невысокой температуры запекания. Поэтому даже страшно представить себе, сколько экспериментов и проб пришлось провести художественному отделу Bernardaud, чтобы получить безукоризненный красный металлик для кунсовского кролика. Те же проблемы в соответствии оттенков всегда возникают при перенесении на посуду графики и живописи. Так было и с сервизом Жоана Миро, и с вазами Жана Лурсата, и с обширной коллекцией предметов с рисунками Марка Шагала, которая теперь пополнилась новой чайной серией.

Коллекция «Букет цветов» была создана при непосредственном участии Фонда Марка Шагала, который выбрал для этого семь работ художника. Среди них — пять уникальных монотипий, принадлежащих к средиземноморскому периоду его творчества. Впервые букеты появились у Шагала в 1909 году, когда он встретил свою главную музу — будущую жену Беллу. «Именно Белла принесла мне первый цветок… Мы можем долго рассуждать о значении цветов, но для меня они олицетворяют саму жизнь. Необходимость», — писал художник.

На своих полотнах Шагал обычно изображал цветы не в пейзаже, а в натюрморте: собранные в букет и поставленные в вазу дома или в студии. Его цветы — это символ невинности, красоты и нескончаемого поиска идеала. При этом в его букетах есть и мистический смысл: это и буйство жизни, и последние моменты ее угасания в сорванном растении. 

Еще Шагал любил экспериментировать с разными художественными техниками. В 1962 году, вернувшись во Францию после эвакуации в Америку в период Второй мировой войны, он серьезно увлекся монотипией. К 1975 году он успел создать 300 оттисков, причем, что интересно, все они были заказаны одним человеком — женевским издателем Жеральдом Крамером.
Выбранные для коллекции «Букет цветов» монотипии сделаны Шагалом в последние два года его увлечения этой техникой. Он работал очень быстро, и мастерски применял пастозную фактуру (плотные, кроющие мазки краски, которые

акладываются слоями, придавая рисунку рельефность). Техника монотипии предполагает, что изначально рисунок наносится красками на лист меди или другого твердого и идеально гладкого материала, а затем отпечатывается на листе бумаги. Для правильной передачи цвета нужно точно рассчитать давление и увлажнить бумагу настолько, чтобы создать баланс между прозрачностью и насыщенностью оттенков на готовом эстампе. Здесь нет времени на раздумья и вторые попытки, монотипия — это техника создания только одного, уникального отпечатка. 

Уверенными движениями Марк Шагал распределял гуашь или акрил на медном листе пальцами, затем переносил изображение на бумагу и дорабатывал детали другим концом кисти (оттого на рисунках часто встречаются штрихи-бороздки). Мастерам Bernardaud удалось невероятно точно перенести нежные цветочные рисунки художника на предметы и даже сохранить эффект тех самых редких бороздок. 

Новая коллекция «Букет цветов Марка Шагала» доступна в ЦУМе, ДЛТ и фирменных бутиках Bernardaud в Третьяковском проезде, Barvikha Luxury Village и бутиках Gallery Royal. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+