18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Подлинная цена джентльменства

№71
Материал из газеты

Опубликованные уже после смерти Всеволода Петрова воспоминания о Николае Пунине, Данииле Хармсе и Николае Тырсе показали его ценным мемуаристом

Впоследние годы происходит справедливое и полноценное возвращение в культуру имени ленинградского «офицера и джентльмена» Всеволода Петрова. Родился он в 1912 году в весьма почтенной семье: дед был генералом, инженером и членом Государственного совета, отец — одним из основателей российской онкологии. В 1929-м младший Петров стал экстерном исторического отделения факультета языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Студентом третьего курса поступил на службу в художественный отдел Русского музея, работал под руководством Николая Пунина. В годы войны был в действующей армии, в различных тыловых частях. А в 1949-м, в период борьбы с космополитизмом, Петрова уволили из музея, так что пришлось ему стать искусствоведом-литератором. За 30 лет он подготовил научные и популярные монографии о Карле Брюллове, Викторе и Юрии Васнецовых, Петре Клодте, Михаиле Козловском, Владимире Лебедеве, Кузьме Петрове-Водкине, объединении «Мир искусства», а также ряд статей для многотомной «Истории русского искусства». Вместе с другом Геннадием Гором они написали биографии Василия Перова, Василия Сурикова и Павла Федотова для детей. Скончался Всеволод Петров в 1978 году в Ленинграде.

И уже посмертно он оказался ценным мемуаристом, когда начали публиковать его воспоминания о Михаиле Кузмине, Николае Пунине, Николае Тырсе, Данииле Хармсе и других. А в 2006 году, после журнального издания его повести «Турдейская Манон Леско», выяснилось, что Петров был талантливым писателем. В 2017-м московская «Галеев-галерея» выпустила том его рассказов, дневников и стихов — и автор перешел из разделов чужих библиографий в статус скромной, но неугасимой звезды.

На недавней выставке и в ее каталоге Всеволод Петров выступает в роли Солнца, вокруг которого вращаются планеты — художники и литераторы. Тут калейдоскоп маленьких чудес и открытий. Иконографию заглавного героя — фотографии из семейного архива, портреты Мариам Асламазян, Татьяны Глебовой, Алисы Порет, Алексея Успенского, Татьяны Шишмаревой — сопровождают редкие автопортреты и портреты Анны Ахматовой, Александра Введенского, Ольги Гильдебрандт, Эриха Голлербаха, Михаила Кузмина, Дмитрия Митрохина… Есть и впервые публикуемые фотографии жен, возлюбленных и родственников ленинградских талантов. На свет выходят неизвестные стихи Лидии Аверьяновой и воспоминания Николая Лапшина, переписка Петрова с Ахматовой, Львом Гумилевым, Мариной Малич и даже с Турдейской Манон! Надеюсь, читатели оценят этого скромного художественного идеолога, доброжелательного мемуариста, подлинного аристократа (как известно, настоящий аристократ — это демократ), ревностного любовника. Каталог расскажет и о скандале Гумилева с Петровым, о судьбах ряда ленинградских художников, о спасении драматической музы героя — Екатерины Лившиц. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+