«Дора Маар» Пикассо стала новым трофеем «Индианы Джонса мира искусства»

«Портрет Доры Маар» кисти Пабло Пикассо, украденный 20 лет назад с яхты шейха на Лазурном Берегу, найден детективом-искусствоведом Артуром Брандом

«Портрет Доры Маар» (1938) Пабло Пикассо и Артур Бранд. Фото: AFP/Eastnew
«Портрет Доры Маар» (1938) Пабло Пикассо и Артур Бранд.
Фото: AFP/Eastnew

Полотно «Бюст женщины» («Портрет Доры Маар») 1938 года стоимостью €25 млн найдено голландским арт-детективом Артуром Брандом в результате четырехлетнего расследования. «Я распаковал картину и повесил ее на стену на ночь, — рассказал он AFP. — Так на один день мой дом стал одним из самых дорогих в Амстердаме». 

История началась в 1999 году, когда с яхты миллиардера из Саудовской Аравии шейха Абдула Мошена Абдулмалика аль-Шейха, стоявшей на ремонте на Лазурном Берегу, украли картину Пабло Пикассо. Похищение полотна, которое на тот момент оценивалось в €7 млн, поставило в тупик французскую полицию и заставило коллекционеров внимательнее следить за безопасностью на своих яхтах. В 2015 году до Артура Бранда впервые дошли слухи о том, что некая «картина Пикассо, украденная с яхты», циркулирует в криминальных кругах Нидерландов. Но, как уточняет арт-детектив, «на тот момент я еще не знал, о каком именно произведении идет речь». Оказалось, что работа много лет переходила из рук в руки и часто использовалась в качестве залога, всплывая то в сделке по продаже оружия, то при продаже наркотиков. 

Бранд начал распространять в нужных кругах информацию о том, что ищет «Бюст женщины», и вот некие люди связались с ним и принесли картину, завернутую в ткань и мусорные пакеты, прямо к нему домой. «Два представителя нидерландского бизнесмена связались со мной и сообщили, что картина у их клиента, — рассказал арт-детектив AFP подробности этой истории. — Он был абсолютно сбит с толку. Он думал, что приобрел Пикассо законным путем. Оказалось, что сделка-то была легальной, а вот способ оплаты — нет». Детектив привлек голландскую и французскую полицию, где уже успели закрыть дело, и те пообещали, что не будут преследовать нынешнего владельца. «С момента похищения картина переходила из рук в руки не меньше десяти раз», — говорит Бранд.

Сейчас «Бюст женщины» находится в страховой компании, которой предстоит решить его дальнейшую судьбу.

Детектив, историк искусства Артур Бранд — прославленная личность. Его уже прозвали «Индианой Джонсом мира искусства». В 2018 году он вернул Кипру византийскую мозаику с изображением святого Марка, украденную из церкви в 1974 году. До этого, в 2015-м, он обнаружил «лошадей Гитлера» — две бронзовые скульптуры коней нацистского скульптора Йозефа Торака, которые стояли перед Рейхстагом и, как считалось прежде, погибли во время битвы за Берлин. Бранд в течение нескольких лет выдавал себя за коллекционера и смог выйти на след скульптур в Далласе. Совсем недавно была опубликована книга, рассказывающая эту историю. В списке побед детектива также возвращение полотна «Отрочество» Сальвадора Дали, «Музыкантши» Тамары де Лемпицки, нескольких картин, украденных из голландского города Хорн. Артур Бранд уже снялся в роли самого себя в документальном фильме «Иконоборец», рассказывающем о преступлениях в сфере искусства. Очевидно, художественное кино о нем не за горами.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+