18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина

№72
Материал из газеты

На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других

Известные французские выражения Belle Époque («прекрасная эпоха») и Fin de siècle («конец века») подразумевают один и тот же период истории Европы, но отличаются подтекстом. Первое маркирует ностальгию по благополучной, динамичной, увлекательной «жизни без войны»; второе намекает на кризис рационалистического сознания и разгул декаданса. 

Если придерживаться такой логики, вся рекламная полиграфия рубежа XIX–XX веков должна целиком охватываться понятием «прекрасной эпохи», но на деле это не совсем так. На выставке «Афишемания» в Пушкинском вроде бы торжествует дух радостного и безудержного потребления всего и вся: от зубной пасты до роскошных автомобилей, от бульварных газет до спектаклей с участием великой Сары Бернар. 

Однако привкус сумрачного символизма или экспериментального постимпрессионизма здесь вполне ощутим. За рекламные заказы тогда с охотой брались не просто профессиональные, но еще и творчески самостоятельные художники вроде Анри Тулуз-Лотрека или Поля Гаварни — отсюда и интонации, слегка непривычные для жанра «уличных картин». 

Впрочем, общего ощущения консюмеристского карнавала, которое царит на выставке, эти интонации не отменяют, а лишь добавляют ему стильности. Французы в упомянутую эпоху подобную стильность чрезвычайно ценили, и термин «афишемания», придуманный писателем Октавом Юзанном, вполне отражал неослабевающий ажиотаж вокруг литографированных постеров. А вот в России такая диковинная страсть не слишком прижилась — коллекционеров афиш времен Третьей республики у нас можно было пересчитать по пальцам. Благодаря двоим из них — Павлу Эттингеру и Федору Федорову — впоследствии возник соответствующий раздел в собрании Пушкинского музея. Его и демонстрируют сейчас на выставке, включающей более 130 экспонатов. 

Зрелище не исчерпывающее, но представительное: большинство главных героев в списках фигурируют, в том числе Адольф Вийетт, Альфонс Муха, Теофиль Стейнлен, Жюль Шере, Леон Шубрак и другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+