И снова голубь летит

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Сколько существует Исаакиевский собор в Петербурге, столько он и реставрируется. И этот процесс лучше не прекращать

Купол собора украшен росписью Карла Брюллова «Богоматерь во славе». Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»
Купол собора украшен росписью Карла Брюллова «Богоматерь во славе».
Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»

Реставрация петербургского Исаакиевского собора началась задолго до окончания строительства, которое заняло почти половину XIX века. С той поры необходимость восстановительных работ никогда не исчезала, особенно это касается интерьеров, украшенных монументальной живописью, картинами, мозаиками, позолотой и отделанных лазуритом, малахитом и всей остальной энциклопедией камней. Но сейчас любая активность здесь имеет один контекст, он же подтекст: отдадут ли собор Русской православной церкви?

Смена городской власти в Санкт-Петербурге осенью 2018 года не внесла никакой ясности в этот вопрос. В одном из редких интервью врио губернатора Александр Беглов заметил: «У нас есть федеральный закон о передаче культовых зданий конфессиям. РПЦ имеет право подать заявку о передаче ей культового здания... Сегодня есть договоренности между городом и РПЦ, чтобы в соборе проводились богослужения. Между музеем и церковью нет противоречий».

Несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга пытались добиться внесения изменений в упомянутый закон, которые бы вывели из-под него все музеи, в частности Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», однако их не поддержали даже на местном уровне.

Позиция музейного сообщества очевидна, хотя и высказывается крайне осторожно. Сам музей-памятник старается давать как можно больше информационных поводов, чтобы показать две вещи. Во-первых, достойное сохранение памятника требует постоянной реставрации, проводимой проверенными партнерами и специалистами. И они у музея есть: это и компания «Возрождение Петербурга», которая сейчас работает в соборе, и собственные сотрудники. Во-вторых, просветительская миссия, начиная от экскурсий для всех возрастов и уровней подготовленности и заканчивая регулярными концертами духовной музыки, возможна только при нынешнем музейном статусе собора.

В соборе регулярно проходят концерты духовной музыки. Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»
В соборе регулярно проходят концерты духовной музыки.
Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»

Именно поэтому недавнее завершение реставрации южной части центрального трансепта подавалось как часть большой реставрационной программы, в которой все работы 2018 года — звено важное, но при этом сюжет с обязательным продолжением.

Как пояснил нашему изданию Борис Подольский, заместитель директора музея по эксплуатации, отвечающий за реставрацию собора, чтобы монументальная живопись не отслаивалась от штукатурки, в огромном здании, где помещается 14 тыс. человек, должен поддерживаться строгий температурный режим — 18 плюс-минус 1 градус. В 2016 году в соборе была установлена новая система воздушного отопления, обеспечивающая этот режим. Дальше — «рутинная работа»: удалить старый лак и загрязнения, укрепить красочный слой, нанести новый лак. Затем чистка и заделка трещин на мраморе, расчистка золоченого декора и нанесение нового сусального золота. И так участок за участком, или «колодец» за «колодцем». Нынешний этап стал уже третьим по счету.

В южной части центрального трансепта отреставрированы «Нагорная проповедь» Петра Басина, «Притча о сеятеле» Алексея Никитина, «Притча о милосердном самаритянине» Василия Сазонова, «Ангелы, несущие Евангелие» Петра Шамшина. Общая площадь отреставрированной монументальной живописи — более 72 кв. м.

Главным реставрационным сюжетом минувшего года стали «починка» фонарика собора с воссозданием балюстрады, «висящей» над главным куполом, замена пробкового утепляющего покрытия на конической конструкции внутри купола, реставрация креста, венчающего собор. Реставрация фонарика повлекла необходимость спустить на землю медного посеребренного голубя, символ Святого Духа. Он имеет размах крыльев более 2 м. Заодно голубя почистили от следов коррозии и загрязнений.

Директор музея-памятника Юрий Мудров высоко оценивает результаты: «Проведенные работы выполнены не только высокопрофессионально, но и с особым тактом и трепетным отношением к памятнику. Они будут продолжаться, чтобы посетители могли получить полное впечатление о том, каким проектировали и создавали собор архитектор Огюст Монферран, скульпторы и художники, работавшие вместе с ним. Очень ответственная задача на ближайшие год-два связана и со строительно-реставрационными проблемами. Осенью начнем работы на колоннаде, которые станут более длительными, чем мы ожидали. Климатические условия и разрушительный бег времени сильно влияют на состояние собора, так что работы, как в интерьерах, так и снаружи, практически не прекращаются». 

Все средства на реставрацию — в 2018 году понадобилось 100 млн руб. — музей взял из заработанного на продаже входных билетов и другой сопутствующей деятельности. Впереди у собора реставрация соседнего «колодца», мраморной облицовки фасада в северо-западной части здания... и ожидание своей судьбы. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+