18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И снова голубь летит

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Сколько существует Исаакиевский собор в Петербурге, столько он и реставрируется. И этот процесс лучше не прекращать

Купол собора украшен росписью Карла Брюллова «Богоматерь во славе». Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»
Купол собора украшен росписью Карла Брюллова «Богоматерь во славе».
Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»

Реставрация петербургского Исаакиевского собора началась задолго до окончания строительства, которое заняло почти половину XIX века. С той поры необходимость восстановительных работ никогда не исчезала, особенно это касается интерьеров, украшенных монументальной живописью, картинами, мозаиками, позолотой и отделанных лазуритом, малахитом и всей остальной энциклопедией камней. Но сейчас любая активность здесь имеет один контекст, он же подтекст: отдадут ли собор Русской православной церкви?

Смена городской власти в Санкт-Петербурге осенью 2018 года не внесла никакой ясности в этот вопрос. В одном из редких интервью врио губернатора Александр Беглов заметил: «У нас есть федеральный закон о передаче культовых зданий конфессиям. РПЦ имеет право подать заявку о передаче ей культового здания... Сегодня есть договоренности между городом и РПЦ, чтобы в соборе проводились богослужения. Между музеем и церковью нет противоречий».

Несколько депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга пытались добиться внесения изменений в упомянутый закон, которые бы вывели из-под него все музеи, в частности Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», однако их не поддержали даже на местном уровне.

Позиция музейного сообщества очевидна, хотя и высказывается крайне осторожно. Сам музей-памятник старается давать как можно больше информационных поводов, чтобы показать две вещи. Во-первых, достойное сохранение памятника требует постоянной реставрации, проводимой проверенными партнерами и специалистами. И они у музея есть: это и компания «Возрождение Петербурга», которая сейчас работает в соборе, и собственные сотрудники. Во-вторых, просветительская миссия, начиная от экскурсий для всех возрастов и уровней подготовленности и заканчивая регулярными концертами духовной музыки, возможна только при нынешнем музейном статусе собора.

В соборе регулярно проходят концерты духовной музыки. Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»
В соборе регулярно проходят концерты духовной музыки.
Фото: СПБ ГБУК «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»

Именно поэтому недавнее завершение реставрации южной части центрального трансепта подавалось как часть большой реставрационной программы, в которой все работы 2018 года — звено важное, но при этом сюжет с обязательным продолжением.

Как пояснил нашему изданию Борис Подольский, заместитель директора музея по эксплуатации, отвечающий за реставрацию собора, чтобы монументальная живопись не отслаивалась от штукатурки, в огромном здании, где помещается 14 тыс. человек, должен поддерживаться строгий температурный режим — 18 плюс-минус 1 градус. В 2016 году в соборе была установлена новая система воздушного отопления, обеспечивающая этот режим. Дальше — «рутинная работа»: удалить старый лак и загрязнения, укрепить красочный слой, нанести новый лак. Затем чистка и заделка трещин на мраморе, расчистка золоченого декора и нанесение нового сусального золота. И так участок за участком, или «колодец» за «колодцем». Нынешний этап стал уже третьим по счету.

В южной части центрального трансепта отреставрированы «Нагорная проповедь» Петра Басина, «Притча о сеятеле» Алексея Никитина, «Притча о милосердном самаритянине» Василия Сазонова, «Ангелы, несущие Евангелие» Петра Шамшина. Общая площадь отреставрированной монументальной живописи — более 72 кв. м.

Главным реставрационным сюжетом минувшего года стали «починка» фонарика собора с воссозданием балюстрады, «висящей» над главным куполом, замена пробкового утепляющего покрытия на конической конструкции внутри купола, реставрация креста, венчающего собор. Реставрация фонарика повлекла необходимость спустить на землю медного посеребренного голубя, символ Святого Духа. Он имеет размах крыльев более 2 м. Заодно голубя почистили от следов коррозии и загрязнений.

Директор музея-памятника Юрий Мудров высоко оценивает результаты: «Проведенные работы выполнены не только высокопрофессионально, но и с особым тактом и трепетным отношением к памятнику. Они будут продолжаться, чтобы посетители могли получить полное впечатление о том, каким проектировали и создавали собор архитектор Огюст Монферран, скульпторы и художники, работавшие вместе с ним. Очень ответственная задача на ближайшие год-два связана и со строительно-реставрационными проблемами. Осенью начнем работы на колоннаде, которые станут более длительными, чем мы ожидали. Климатические условия и разрушительный бег времени сильно влияют на состояние собора, так что работы, как в интерьерах, так и снаружи, практически не прекращаются». 

Все средства на реставрацию — в 2018 году понадобилось 100 млн руб. — музей взял из заработанного на продаже входных билетов и другой сопутствующей деятельности. Впереди у собора реставрация соседнего «колодца», мраморной облицовки фасада в северо-западной части здания... и ожидание своей судьбы. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+