18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Решетки Рашида Араина: политический манифест с национальным характером

№71
Материал из газеты

Ретроспектива современного британского художника в «Гараже»

Рашид Араин (р. 1935) — один из тех людей, которые меняют мир. Он не только художник, но и политик от искусства. Началось все в 1960-е, когда молодой инженер из Пакистана решил стать художником и пере­ехал в Лондон. Здесь Араин попал под влияние скульптора-минималиста Энтони Каро, кстати тоже имевшего инженерное образование. Араин увлекся скульптурой, в основе которой лежали геометрические модули. Художник утверждает, что эти решетчатые образы пришли ему во сне, когда он увидел фантастическую 30-метровую конструкцию из решеток. 

В начале 1970-х Араин завоевал первое признание, получив несколько премий. Однако его не хотела продвигать ни одна британская галерея, да и в музеях художника не ждали. Он считал, что из-за его происхождения. Тогда в Араине и проснулось «политическое сознание». Он даже присоединился к движению «Черные пантеры», боровшемуся за права цветных, выпускал бюллетень с агитационными коллажами, который раздавал на улице. В 1975 году он написал «Предварительные записки к Черному манифесту» с призывом к «борьбе с империалистической культурой и системой».

А его перформанс «Пакистанский ублюдок» (1977), в котором он изображал художника, больше похожего на криминального авторитета, отражал расистские настроения в британском обществе. В «Золотом теленке» (1987) в решетчатую структуру с портретами Мэрилин Монро работы Энди Уорхола Араин встроил изображение убитого пакистанца, транслируя таким образом безразличие Запада к бедствиям стран третьего мира, — дело было во время ирано-иракской войны. В работе «Ярмарка и любовь» (1985) внедрил в решетку портреты моделей-азиаток, рекламирующих отбеливающий крем. Свою борьбу он вел и в журнале «Третий текст», критикуя политику неоколониализма. А в 1989 году курировал выставку «Другая история» с произведениями художников-британцев, выходцев из бывших колоний. 

В Музее современного искусства «Гараж» представлены работы художника за 60 лет его карьеры — от ранних, созданных еще в родном Карачи и минималистских, до поздних скульптур, в которых модернизм приобретает национальный колорит. Специально для «Гаража» Араин создал скульптуру «Оммаж Татлину». А в последние недели выставки можно будет увидеть его перформанс «Диско под парусом» (1970-е) — уникальное сочетание геометрической абстракции и гимнастики цигун. 

Музей современного искусства «Гараж»
Рашид Араин. Ретроспектива
8 марта – 26 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+