18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Барельефы Меркурова со стадиона «Динамо» пытаются пристроить в московские музеи

Владельцы стадиона решили не оставлять барельефы на прежнем месте и ведут переговоры с московскими музеями — однако желающих получить весьма объемный экспонат пока не нашлось

Барельефы советского скульптора-монументалиста Сергея Меркурова были установлены на портиках Южного и Северного фасадов стадиона «Динамо» в 1930-х годах. В 2008 году инвестор и застройщик «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“» демонтировал их во время глобальной реконструкции спортивного сооружения, в конечном итоге обернувшейся практически полной его перестройкой. Планировалось, что после реставрации барельефы вернутся на фасад, затем их решили заменить копиями, а приведенные в порядок оригиналы выставить на территории комплекса, сделав центром многофункционального арт-пространства «Динамо». «Спасенные барельефы Меркурова заслужили к себе исключительного внимания. Это будет своеобразный вариант выставки одной картины, в роли которой выступят легендарные рельефы», — рассказывала тогда Ольга Мягких, управляющий директор проекта «Арена парк ивентс» и директор службы специальных программ банка ВТБ.

Однако сейчас хозяева стадиона отказались и от этой идеи, начав переговоры с московскими музеями о передаче барельефов, на реставрацию которых, по нашим данным, «ВТБ Арена» потратила несколько лет и более $100 тыс. Пресс-служба управляющей компании «Динамо», инвестора и застройщика «ВТБ Арены», отметила, что пока претендент на получение экспоната не выбран и что главное — «обеспечить барельефам надлежащее хранение, и чтобы все желающие могли их увидеть в свободном доступе».

За последние несколько месяцев представители «ВТБ Арена» обращались с предложением принять работу Меркурова в Третьяковскую галерею, Музей Москвы, Музей архитектуры им. Щусева, однако везде получили отказ. Основное затруднение вызывает гигантский размер барельефов: длина двух фризов превышает 32 м, а высота — около 12 м.

Любопытно, что в список потенциальных новых владельцев пока что не попала ВДНХ, где нет проблем со свободными пространствами для больших композиций. С выставкой связана творческая судьба Сергея Меркурова (он делал рельефы для павильона «Космос», а также ныне не существующие памятник Иосифу Сталину и скульптуру «Рабочий-полиграфист»).

По мнению правнука скульптора, Антона Меркурова, занимающегося сохранением наследия предка, «происходящее с барельефами — явное нарушение законодательства». «Барельефы — часть стадиона „Динамо“ и не могут быть отчуждены. Если ВТБ не нужны барельефы, я думаю, найдутся желающие их выкупить — притом что это так же незаконно, как и передать барельефы в сторонний музей на любых условиях. Как бы мы ни сражались за посетителей музеев, на стадионе зрителей будет не меньше. Несмотря на все обещания, на наших глазах исчезает история», — считает он.

Похожий сюжет разворачивается и с бассейном в спорткомплексе «Лужники». Построенное в 1956 году здание планировали реконструировать, но вскоре снесли и возвели на его месте новое, большее по площади. Его фасады декорированы увеличенными копиями исторических барельефов, выполненных в свое время знаменитым трио скульпторов «ЛеСС» — Владимиром Лемпортом, Вадимом Сидуром и Николаем Силисом. Предполагалось, что после реставрации оригиналы разместят в холле нового сооружения. Остались ли в силе эти планы, в «Лужниках» нам пока не ответили.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
Эрмитаж посвятил большую выставку мастеру натюрморта, его коллегам-современникам и последователям: 70 произведений 30 художников из собственного собрания, из ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музея Академии художеств и из частных коллекций
26.06.2024
Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
6
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
7
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+