18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ларс фон Триер: «Я просто обязан быть в авангарде»

№71
Материал из газеты

Кинорежиссер Ларс фон Триер не смог приехать на вернисаж выставки «Меланхолия: Бриллиант» в Антверпене, но дал нашей газете интервью по Skype из своей студии в Копенгагене

Один из самых авангардных кинорежиссеров нашего времени, датчанин Ларс фон Триер, выступил в роли художника. Его выставка «Меланхолия: Бриллиант» открылась в Музее современного искусства Антверпена (M HKA). Это весьма лаконичный и интригующий проект: представлены настоящий бриллиант (в витрине) и его виртуальное изображение. Проект осуществлен M HKA в коллаборации с Лео­нидом Огаревым, который сов­местно с Ларсом фон Триером создал в Москве уникальное виртуальное изображение бриллианта. В музее считают, что «эта манипулируемая в реальном времени модель срощенного алмаза — разработанная и выполненная IP Ogarev в Москве — также является чем-то новым в мире современного искусства (как в области VR, так и в области работы с алмазами). Благодаря этому любой может увидеть камень в качестве отображения наиболее вероятного финала ситуации из фильма „Меланхолия“: как мертвый сросток планет, вращающийся в темном пространстве. Мы можем держать его, поворачивать, отводить и приближать, мечтать о нем, и даже проникать в его наполовину обработанную поверхность и бродить по внутренней вселенной, наполненной светом».

Сам Ларс фон Триер говорит о своей идее так: «Я снял 13 художественных фильмов, и меня никогда не покидало ощущение, что в них чего-то не хватает, — я оставался неудовлетворенным тем, насколько хрупок фильм как средство передачи смысла. И вдруг пришло озарение: мне нужно украсить каждый свой фильм монументом, выполненным из бриллиантов! Тогда они станут несокрушимыми… Моя цель идет вразрез с ювелирной индустрией: я стремлюсь создать нечто уникальное». 

Продюсер Леонид Огарев добавляет: «Интересно, что тут сталкиваются два материала — самый старый, что мы знаем на планете Земля, алмаз, и самый новый — виртуальная реальность. Мы еще не знаем, как она будет развиваться. И тут мы видим это столкновение, и, мне кажется, это очень интересная задача для художника».

Музей современного искусства Антверпена был выбран не случайно — бельгийский город известен как мировой центр торговли бриллиантами. Директор музея Барт де Бар, кстати, хорошо знаком с российским искусством. Он курировал 6-ю Московскую биеннале (2015), в музее проходили важные выставки русского искусства, и сейчас здесь хранится одна из самых крупных коллекций художников постсоветского пространства. 

«У такого большого художника, как Ларс фон Триер, конечно, были все возможности сделать фантастическую выставку с огромным количеством изображений, но мы последовали за его идеей. Он сказал: „Давайте вернемся к базовым вещам — самому бриллианту и его виртуальному изображению“, — рассказывает руководитель M HKA. — Обычно в виртуальной реальности становится скучно через пару минут, но тут это восхитительно!» 

У вас открылась выставка в Музее современного искусства Антверпена. Как вы определяете ее жанр? Это инсталляция, объект, скульптура?

Знаете, во времена винила, когда вы покупали пластинку, вместе с ней вы получали много дополнительных материалов: какие-то рисунки и другие вещи, которые дополняли запись. Вот так у меня это своего рода дополнение к фильму.
Все началось с бриллианта. Мы, естественно, задумались о том, что с ним делать, ведь это такая малюсенькая вещь. Как ее вообще экспонировать? А потом я впервые в жизни попробовал виртуальную реальность. Это очень сильное впечатление, и я решил, что было бы интересно увидеть что-то настолько маленькое в очень большом масштабе.

Бриллиант как единственный экспонат выставки — достаточно неожиданно. Как у вас возникла эта идея?

Сама идея родилась семь лет назад, потом пять лет ушло на ее огранку. То есть развитие идеи заняло очень много времени. Ее суть в двух бриллиантах, которые могли бы символизировать две сталкивающиеся планеты. Это два разных, но сросшихся камня, очень хрупкая конструкция. Не знаю, заметно ли это в VR. В том, что касается выставок и инсталляций, я чистый лист. Скажем так, абсолютно невинен в этой сфере. Может статься, что это полностью устарело, я не знаю, но мне кажется, что виртуальная реальность — захватывающее зрелище.

Чувствуете ли вы себя авангардным художником?

В какой-то мере да, я обязан быть в авангарде. Я нахожусь в выгодной ситуации, потому что у меня есть финансовые возможности делать не мейнстримные фильмы, и я обязан пользоваться ею. Может быть, я делаю недостаточно, не знаю. Но, поскольку ко мне прислушиваются, я стараюсь использовать эту возможность, чтобы исследовать разные отдаленные уголки, иные территории, в отличие от обычного коммерческого кино. Но у меня есть правило: если хочется сделать в фильме что-то особенное, что-то необычное с картинкой, или с героями, или с чем-то еще, то особенной можно делать только какую-то одну вещь. Потому что иначе аудитории будет трудно тебя понять. Например, если я делаю нечто очень абстрактное, то лежащая в основе история всегда очень проста. Это мое правило при создании кино.

В ваших фильмах всегда много цитат и образов из истории искусства. Расскажите о своих отношениях с искусством.

В юности я немного занимался живописью. Я был под большим впечатлением от Эдварда Мунка — он, конечно, был первым экспрессионистом в Северной Европе. Должен сказать, у меня были довольно широкие интересы в живописи. Вот почему в последнем фильме («Дом, который построил Джек». — TANR) мы используем картину Делакруа, герои которой плывут по реке… Как же она называется? С Хароном. Забыл, как она называется (имеется в виду картина «Данте и Вергилий в ладье Харона», 1822. — TANR).

Дом, который построил ваш герой Джек, напоминает инсталляции из мертвых тел немецкого художника Гюнтера фон Хагенса. Арт-мир не признал этого человека из-за этической проблемы — хотя, конечно, публика интересовалась этими композициями. Имели ли вы это в виду?

Нет, я его не знаю. Я отправляюсь исследовать новые сферы без какого-либо багажа знаний. Так, я практически ничего не знал об алмазах или о методах их огранки. Это дает тебе огромную свободу погрузиться во что-то, в чем ты не разбираешься.

Своего маньяка Джека вы поместили в 1970-е годы. Что вам дает эта временная дистанция? Почему именно это время было для вас важно?

Хороший вопрос. Идея заключалась в том, чтобы показать целый временной период. Убийства совершаются в разное время на протяжении 12 лет или около того. Мне вообще нравится показывать конкретные, реальные периоды времени и места, в том числе потому, что, как мне кажется, мы склонны смотреть на людей в костюмах определенной эпохи иначе, чем на тех, кто выглядит как наши современники.

Меня мучит вопрос: вы действительно считаете своего героя — серийного убийцу — художником?

Да, в определенной степени он художник в чистом виде. Бриллианты, трупы — и из того, и из другого можно сделать инсталляцию. Так что, может быть, в каком-то смысле я тоже немного Джек.

Героиня вашего фильма «Танцующая в темноте» в исполнении Бьорк когда-то стала одним из персонажей инсталляции российского художника-перформансиста Олега Кулика. Кулик препарировал медийные образы так, чтобы они выглядели экспонатами зоологического музея. Сам же он, в свою очередь, послужил прототипом одного из героев фильма Рубена Эстлунда «Квадрат», который в прошлом году получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Вы тоже активно цитируете известные произведения мирового искусства. Как вы вообще относитесь к заимствованию образов?

Я считаю, что авторское право вредно для искусства. Творчество художников всегда опирается на творчество их коллег. У меня много очень явных отсылок к Тарковскому. Я считаю, что это не воровство, это, скорее, способ выразить почтение. Знаете, «Зеркало» — один из самых дорогих мне фильмов, если не самый дорогой вообще.

Многие советские люди полюбили Брейгеля по фильму Андрея Тарковского «Солярис», не видя его картин в оригинале. Вы показываете бриллиант. Важно ли, что он настоящий? Важно ли вам видеть произведения искусства в оригинале или достаточно репродукций, медийных образов?

Должен признать, что увидеть оригинал — всегда большое удовольствие. Вы приходите в музей, в Лувр или в какой-то другой, ради конкретной картины. Но репродукция — это лучше, чем ничего. Когда я был маленький, у нас дома были альбомы по искусству, и я листал их, страница за страницей. Так можно увидеть очень много всего (некоторые изображения, правда, были черно-белыми, потому что в те времена цветные фотографии были редкостью). Благодаря альбомам вы знакомитесь с шедеврами, но, чтобы увидеть их в реальной жизни, нужно много путешествовать. И я уверен, что это того стоит.

Есть ли у вас любимый музей?

Да. В Дании есть очень-очень хорошая маленькая местная коллекция импрессионистов в музее Оррупгор. Я хожу в него очень часто, прежде всего, чтобы посмотреть Гогена; в собрании, например, есть ранний Дега. Это мой любимый музей. Я знаю, что в мире существуют музеи гораздо лучше и гораздо больше, но путешественник из меня не очень, как вы могли заметить. (Смеется.)

У вас в студии есть пианино. Вы играете?

Да, я играю, как Гленн Гульд, Баха и другое (съемки канадского пианиста Гленна Гульда (1932–1982), играющего дома, использованы в фильме «Дом, который построил Джек». — TANR). И Бах, кстати, как у Тарковского — вы могли заметить, что он мой герой. У меня за спиной сейчас стоит пианино. Оно очень маленькое. Мне просто нравится брать разные аккорды, на очень базовом уровне. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+