18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дэвид Хокни: «Между мной и ван Гогом не может быть особенной конкуренции»

№71
Материал из газеты

1 марта в Музее ван Гога в Амстердаме открывается выставка «Хокни — ван Гог. Радость природы». По этому поводу самый дорогой в мире здравствующий художник, 81-летний Хокни рассказал, как создавал свои картины и о преимуществах живописи на iPad

Ваша картина «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») недавно была продана за рекордную цену. Меня интересует необычность картины.

Я хотел показать работу на выставке в Нью-Йорке. Начал писать ее по двум фотографиям, но через некоторое время подумал, что угол между двумя фигурами неправильный, потому что человек у бассейна на самом деле не мог видеть пловца. Я узнал, где была сделана фотография. Оказалось, что это на юге Франции. Поехал туда и сделал несколько рисунков, а затем вернулся в Лондон и рисовал около трех недель, работал по 12 часов в день.

Это трехметровая картина, и нужны сверхусилия, чтобы закончить ее за три недели!

Да, так и было. «Мистер и миссис Оззи Кларк» («Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970–1971. — TANR) заняли шесть месяцев.

А чем вас так привлекают бассейны? Вы прямо-таки бросаете вызов способам изображения воды.

Меня всегда интересовала вода, стекло. Помню стихи Джорджа Герберта (поэт-метафизик XVII века. — TANR): 
A man that looks on glass,
On it may stay his eye;
Or it he pleaseth, through it pass,
And then the heav’n espy.
Человек, смотрящий на стекло,
Глазами упирается в него;
Но если он проникнет сквозь преграду,
То взгляд небес получит он в награду.
В Калифорнии я понял, что бассейны чем-то похожи на то, что описано в этом стихотворении. Можно смотреть на поверхность воды, а можно — сквозь нее. Но как изобразить воду, чтобы это не выглядело как фотография, как замороженный момент? Мои танцующие линии не кажутся замороженными. Я сделал только дюжину бассейнов, я не делал их много. Множество людей имеют столько же детей — но я детей не делал, я всегда интересовался другими вещами.

Говорят, что своими изображениями бассейнов вы критикуете абстрактное искусство. Думали ли вы, что это может быть так прочитано?

Абстракция была необходима Европе и Америке, и в 1950–1960-х годах в этой области были сделаны великие заявления. Я думаю, что этих заявлений было много, слишком много. Я тоже был под влиянием идей абстракционизма о том, что натурализм — это нехорошо. Но я и сейчас продолжаю быть очарованным натурализмом.

Недавно в Королевской академии художеств в Лондоне вам вручили награду за достижения в области печатной графики. Насколько графика важна для вашей практики?

Первые вещи, которые я сделал в печатной технике, были литографиями в Брэдфордской школе искусств. Я просто напечатал пять или шесть. Позже в Королевском колледже искусств я выбрал отделение гравюры, потому что у меня было мало денег. На отделении живописи давали всего три картона, а на отделении гравюры выдавали много пластин, поэтому я мог продолжать работать. Я сделал несколько офортов, и в 1961 году удалось продать один из них. На эти деньги я поехал в Нью-Йорк.

И Нью-Йорк вас вдохновил на новую серию офортов?

Да. Я жил в районе Бауэри. Там обитали бездомные, которых в Лондоне тогда не было, и мне показалось, что Нью-Йорк больше похож на Лондон времен Уильяма Хогарта. Поэтому я задумал свою версию его серии «Похождения повесы», сделал несколько работ. Затем Королевский колледж предложил мне расширить серию. В результате у меня получилось 16 работ, что в два раза больше, чем у Хогарта, и я продал полное издание (комплект) за £5 тыс. На эти деньги я поехал в Калифорнию, жил там полгода и сделал еще больше картин. Так что только тиражная графика и помогала мне долгое время. А затем я сделал еще несколько серий в Калифорнии, с Кеном Тайлером (основатель печатной мастерской и издательства в Лос-Анджелесе. — TANR).

Кен Тайлер — великий мастер печатной графики.

Да. Я делал серию бассейнов на бумаге вместе с ним, все оттиски в ней были самостоятельными произведениями. Я делал еще много эстампов, а затем был большой перерыв. А потом я начал рисовать на iPad и просто посылал эти рисунки друзьям. В итоге мы напечатали какие-то из них. 

Когда я перешел на iPad, я понял, что это новая художественная техника. Вы рисуете на стекле со светящимся фоном. Я был одним из первых, у кого появился iPad; мне его подарили, когда я жил в Калифорнии. Я экспериментировал с ним полгода, стал продвинутым пользователем, испробовал все кисточки. В 2011 году я создал большой цикл «Приход весны» на iPad. Начал с тающего снега и дошел до периода, когда все цветет, это заняло четыре месяца. Я сделал около 90 работ, в конце концов мы выбрали 50, напечатали их, и они были показаны на моей выставке «Большущая картина» в Королевской академии в Лондоне в 2012 году. 

Поверхность iPad близка к офортной пластине или к литографическому камню?

Не совсем, потому что вы рисуете в цвете. И в цвете предустановленном. И затем распечатываете. Меня всегда интересовала печать. Я рисовал на компьютере и раньше, но все это не доходило до законченной работы, потому что не очень-то хорошо для рисовальщика, когда ты рисуешь линию, а она появляется не сразу, все время запаздывает. Но на современных планшетах все по-настоящему отрегулировано — линия появляется именно тогда, когда вы ее проводите. Я собираюсь продолжать свою серию. В марте хочу поехать в Нормандию и написать «Приход весны в Нормандию». 

Он будет отличаться от ваших прежних «Приходов весны»?

Да. Там будет больше цветения — яблочного, и вишневого, и грушевого. Я был в Нормандии и видел гобелен из Байё (памятник средневекового искусства, конца XI века, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной около 0,5 м и длиной почти 70 м; изображает сцены норманнского завоевания Англии и битвы при Гастингсе. — TANR). Думаю, сделаю свою картину как гобелен, начиная с деревьев зимой. Это великая работа, чудесная работа.

Расскажите о выставке «Хокни — ван Гог», которая открывается в марте в Музее ван Гога в Амстердаме.

Думаю, между мной и ван Гогом не может быть особенной конкуренции. Ван Гог — великий-великий живописец. Он мог видеть очень-очень ясно. Я предполагаю, что я могу видеть достаточно ясно, но не так, как ван Гог. Он восхитительный художник. Я только что прочитал его биографию. Она очень хорошая, но в ней упущено кое-что важное… В ней написано о том, какой он был несчастный. Но, когда он рисовал, он не был несчастным! Он любил писать картины. У него были свои идеи относительно цвета и пространства. Да, я согласился на эту выставку. Может быть, будет хорошо, я не знаю. 

Справка

Большой рыночный всплеск

«Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») (1972) был продан осенью 2018 года на Christie’s за рекордные для живого автора $90,3 млн. Картина входит в серию с бассейнами, которую Хокни начал писать в Калифорнии в 1964 году и благодаря которой его творчество в тот период связывают с поп-артом. В «Бассейне с двумя фигурами» в одном из мужчин узнается Питер Шлезингер, большая любовь и «муза» художника, с которым он расстался незадолго до того. «У Дэвида был большой роман с Калифорнией, — вспоминал Шлезингер, — и я был объектом в нем». Картина скомпонована из двух фотоснимков — пловца, сделанного во французском Сен-Тропе, и Шлезингера, сфотографированного Хокни в Лондоне. Первый вариант картины был уничтожен автором, второй написан очень быстро для выставки в Нью-Йорке в 1972 году и продан после нее за $18 тыс.

От поляроида до гипотезы Хокни — Фалько

Дэвид Хокни рано увлекся фотографией и ее влиянием на живопись. В 1964 году он начал делать поляроиды, которые потом использовал как эскизы для своих картин, в 1967 году купил 35-миллиметровую камеру. В начале 1970-х художник изобрел жанр «джойнеров», нечто подобное фотомонтажу — композиции из множества фотографий с одним и тем же изображением в разных ракурсах и фазах движения (в английском joiner имеет несколько значений — это и искусный столяр, и человек, присоединившийся к компании). Эти опыты хорошо вписались в движение фото- или гиперреализма. В 2001 году Хокни опубликовал ставшую сенсацией книгу «Секретное знание: заново открывая утраченную технику старых мастеров» (в русском переводе «Секреты старых картин»), где вместе с физиком Чарльзом М. Фалько утверждает, что реалистичность изображения начиная с эпохи Возрождения достигалась не столько благодаря мастерству художников и их работе с натуры, сколько за счет использования оптических приспособлений: камеры-люсиды, камеры-обскуры, сферических зеркал. Хокни настаивает на том, что с их помощью мастера прошлого буквально проецировали изображение на холст. Это утверждение получило название гипотезы Хокни — Фалько и вызвало множество дискуссий.

По следам Хогарта и Уорхола 

В начале 1960-х Хокни навещает богемный Нью-Йорк, где знакомится с Энди Уорхолом, Деннисом Хоппером, заводит дружбу с музейными кураторами и богатыми коллекционерами, многие из которых потом стали героями его картин. Свою веселую бурную жизнь он запечатлевает в серии офортов «Похождения повесы в Нью-Йорке» по мотивам нравоучительной серии (1732–1735) Уильяма Хогарта и одноименной оперы Игоря Стравинского 1951 года, тогда воспринимавшейся как нечто авангардное. В 1975 году Хокни создаст декорации к новой постановке этой оперы, и она пройдет с триумфом. В 2006-м в Эрмитаже куратор Аркадий Ипполитов объединил всех трех повес на одной выставке — гравюры Хогарта и Хокни сопровождала музыка Стравинского.

Мастер крупной формы 

Если Хокни удастся осуществить свой замысел и написать картину по мотивам средневекового гобелена из Байё, длина которого составляет чуть менее 70 м, то он побьет свои прежние рекорды. Свою самую большую картину «Большущие деревья близ Уортера» (460 х 12200 см) в 2007 году Хокни подарил музею Тейт Бритен, а «Приход весны в Волдгейт, Восточный Йоркшир» (366 х 975 см) в 2017-м принес в дар Центру Помпиду. Гигантомания художника началась с этапной выставки в Королевской академии художеств в Лондоне в 2011 году с говорящим названием Bigger Picture, что можно перевести и как «большущая картина», и как «полная картина», и как «больше чем картина».

Двойные портреты и еще 82 

Дэвид Хокни начал писать большие двойные, или парные, портреты в 1968 году, обогатив почтенную европейскую традицию новой подачей и поворотами. В этом цикле — и «Мои родители» (1977), и портреты однополых пар («Кристофер Ишервуд и Стивен Спендер», 1968), и один из самых знаменитых, «Мистер и миссис Кларк и Перси», где третьим героем, помимо модельера Оззи Кларка и его жены, становится их кот Перси. В 2016 году Хокни представил еще одну серию — 82 портрета, которые он написал за два года, соблюдая им самим же заданные условия. Все модели — а среди них множество знаменитостей, — позировали на одном и том же стуле в мастерской Хокни равное количество сеансов — 3 дня, 20 часов. Все картины имеют одинаковый фон и размер. Шестого марта 2019 года топ-лотом аукциона Christie’s станет двойной портрет «Генри Гельдцалер и Кристофер Скотт» (1969) с эстимейтом в $38 млн.

Самый популярный живой художник

Ретроспектива Хокни в Тейт Бритен в 2017 году стала самой популярной выставкой в истории музея и самой посещаемой выставкой живого художника — ее посмотрело 478 тыс. человек. Еще больше — 620 тыс. — пришло на эту выставку в Центре Помпиду. Сейчас музеи закрепляют успех: можно предположить, что сразу два таких героя, как Хокни и ван Гог, сделают кассу и выставке в Амстердаме.

Еще…
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+