«Осень русского Средневековья» наступила в Петербурге

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Русский музей представляет отечественное сакральное искусство конца XVI-XVII веков

Плащаница «Положение во гроб». 1592. Фото: Государственный Русский музей
Плащаница «Положение во гроб». 1592.
Фото: Государственный Русский музей

Название выставки отсылает к знаменитой книге Йохана Хёйзинги «Осень Средневековья» (1919), посвященной европейской культуре XIV–XV веков за пределами Италии. Русский музей представляет отечественное сакральное искусство конца XVI–XVII веков, времени перехода от традиций византийских к европейским. Русские иконописцы все больше интересуются перспективой и светотенью, детализацией письма. Из XVII века до нас дошло много имен иконописцев, которые стали подписывать свои работы, — это Никифор Савин, Симон Ушаков, Тихон Филатьев, Прокопий Чирин и другие. Все экспонаты — из фондов Русского музея, многие показываются впервые или с новой атрибуцией. Помимо икон, в экспозиции также старопечатные книги, образцы ювелирного и прикладного искусства, ничем не уступающие западноевропейским аналогам. Вещи здесь все шедевральные, свидетельствующие не столько о закате русского Средневековья, сколько о расцвете. Отдельно надо отметить образцы лицевого шитья, своей художественной ценностью не уступающие живописи. Как, например, плащаница «Положение во гроб» (1592), вышитая в Сольвычегодске в мастерской Евпраксии, жены Никиты Григорьевича Строганова.

Русский музей
Осень русского Средневековья
До 13 мая
www.rusmuseum.ru

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+