Аттракцион невиданной щедрости в Еврейском музее

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» детям и взрослым предлагают проверить, что искусство, особенно модернистское — это прежде всего эмоция

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia. Фото: Лена Авдеева
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia.
Фото: Лена Авдеева

Это первая, насколько помню, выставка, устроенная для маленького зрителя. Маленького и по возрасту, и по росту. Часть картин и графики повешены на уровне глаз ребенка младшего школьного возраста. Несколько работ спрятаны в белой комнате за дверцами — к одной надо подняться по лесенке, к другой — нагнуться. Подняться — к Виктору Пивоварову, а нагнуться — к самому Казимиру Малевичу. В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). За занавеской — по-новогоднему волшебная инсталляция Александра Бродского «Населенный пункт», аквариум с макетом ночного города. Крутанешь за ручку — и зазвенит мелодия, и пойдет снег. Кажется, и одной этой вещи достаточно, чтобы обрадовать мать и дитя, но произведений на выставке 31, и каких!

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Слово «шедевры», встречающееся сегодня в названии каждой второй выставки, здесь простительно: показывают не лучшие, но очень хорошие работы действительно классиков ХХ века. Прекрасная композиция Василия Кандинского, характерный для Альберто Джакометти плоский «Бюст Диего», декоративные «Купальщицы» Наталии Гончаровой, большой холст Ансельма Кифера, неожиданная подвешенная к потолку фигура Маурицио Каттелана. Очень хорош раздел портретов: рисунки Анри Матисса (из Государственного Эрмитажа), великолепный «Набросок головы Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона, поп-артистский человек Роя Лихтенштейна, где вместо головы — сыр (составить портрет человека из предметов — известное упражнение для развития творческих способностей).

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставку придумали Алексей и Ика Муниповы вместе с семилетней дочерью Соной и для нее. И что важно, «Игра с шедеврами» — их первый опыт выставочного кураторства, безусловно удачный и эффектный, но и спорный. Сокураторами от музея стали Лия Чечик и Ирина Дворецкая (директор детского центра). Но вся идеология, сюжет и тексты — от Муниповых. Выбор работ тоже их, хотя, естественно, собрали не все, что хотели, а то, что смогли. Не каждый музей или коллекционер отдаст свою вещь на выставку для детей: не престижно как-то. Некоторые откликнулись, однако гораздо больше было отказов. Хотя о сохранности работ можно было не беспокоиться: она обеспечена.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Идеология же выставки такова: искусство — это прежде всего эмоция, особенно если искусство модернистское. Объяснению и подтверждению столь очевидной мысли отдан первый зал с кураторскими текстами («Чтобы понять искусство, достаточно спросить себя: „Что я сейчас чувствую?“») и многочисленными цитатами из Пабло Пикассо. Зал этот, признаюсь, скучный, но так и задумано: сначала немного поскучаем, потом развлечемся. Вообще, на мой взгляд, дидактического и разъяснительного на выставке многовато.

В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). Фото: Еврейский музей и центр толерантности
В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс).
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Разъяснениям про эмоции посвящено и несколько игровых работ художника экспозиции Алексея Трегубова. Они показаны отдельно от произведений классиков и довольно остроумно придуманы, но все равно близкое соседство с шедеврами их губит. Для выставки Трегубов выстроил сложное пространство, у которого только один недостаток: выгороженные зальчики маленькие, так что посетителей приходится дозировать.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

То, что выставку делали непрофессиональные кураторы, избавило их от некоторых заморочек музейщиков, например от заботы об освещении картин, запрятанных в глубину ниш, прикрытых дверями. Также для первых произведений — что литературных, что выставочных — характерно стремление автора рассказать про все и сразу. И здесь всего много: размышлений, сопоставлений, фантазии и развлечений — можно посмотреть на себя в зеркало, порисовать, посидеть на полу. Еще на выставке много сделано для слабовидящих.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Мне, признаюсь, хотелось разломать перегородки и повесить собранные работы в ряд на стене, чтобы ничего не мешало испытывать радость, тревогу и восхищение. Но я уже 100 лет как не ребенок, а искушенный зритель, профессионально описывающий и объясняющий искусство. Кстати, моим коллегам на пресс-показе все очень понравилось. В общем, не мне судить, насколько удался эксперимент в Еврейском музее. Но не побоюсь посоветовать родителям сходить с детьми на эту выставку. И самим проверить, что интереснее ребенку: спуститься по желобу или разглядеть картину. Возможно, то и другое, и развлечения не мешают чувствам.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+