Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров

Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына». Около 1668. Фото: Государственный Эрмитаж
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына». Около 1668.
Фото: Государственный Эрмитаж

Верхнее пространство двухэтажного исторического павильона России в садах Джардини будет полностью отдано проекту режиссера Александра Сокурова. Об этом корреспонденту нашей газеты рассказал комиссар павильона, ректор Санкт-Петербургского института имени И.Е.Репина Семен Михайловский.

Первоначально, по его словам, у режиссера была идея привлечь к исполнению своего проекта студентов всех факультетов института. Но в конечном итоге он остановился на будущих скульпторах. Им Александр Сокуров, отмеченный «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст», предложил использовать сюжеты картин старых мастеров из коллекции Государственного Эрмитажа, в частности сюжет «Возвращения блудного сына» Рембрандта. Кстати, именно Эрмитаж в этом году объявлен куратором российской выставки на 58-й Венецианской биеннале, которая пройдет с 11 мая по 24 ноября. 

«Этот проект стал продолжением нашей идеи, которую художник Александр Шишкин-Хокусай будет реализовывать в нижнем пространстве павильона, — рассказал Семен Михайловский. — Мы вместе с ним придумали название „Фламандская школа“, и использование живописи Рембрандта стало естественным продолжением этой идеи». Напомним, что в нынешнем году многие мировые музеи вспоминают Рембрандта в связи с 350-летием его смерти и делают специальные выставки (в частности, Рейксмузеум в Амстердаме уже показывает всех своих Рембрандтов). 

Студенты Института им. И.Е.Репина будут работать над проектом Александра Сокурова в мастерских исторического комплекса Петербургской академии художеств. Говоря об этом, Михайловский акцентировал внимание на том, что на прошедшей недавно в институте общей конференции преподавателей и студентов (высший орган управления учебным заведением) большинством голосов было принято решение о переименовании вуза. 

«Я уже почти два года пытаюсь восстановить историческую справедливость и вернуть нашему заведению его родное имя, — рассказал ректор. — На конференции обсудили несколько вариантов — от Императорской академии художеств до сохранения нынешнего имени. Которое, на мой взгляд, является очень уж неудобоваримым — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Российской академии художеств. Выговорить невозможно! Мы — Академия художеств, были ею и будем. Нас по-прежнему все называют Академией художеств: и Михаил Пиотровский всегда пишет нам письма как в Академию художеств, и Владимир Мединский нас тоже называет Академией художеств. Но против восстановления исторической справедливости категорически выступает московская Российская академия художеств» (ее президент — Зураб Церетели).

Сейчас, по словам Михайловского, в переименовании вуза и изменении его устава возникла объективная необходимость, поскольку в состав учебного заведения включен Художественный лицей имени Б.В.Иогансона. «Мы не хотим закреплять прежнее название в новых документах, — говорит Михайловский. — Решение о переименовании должно принять Министерство культуры, которое не торопится это сделать. Насколько мне известно, наши студенты даже собираются обращаться напрямую к президенту страны, который несколько лет назад своим решением вернул им историческое здание на набережной Невы. Получается, что без вмешательства первого лица государства этот, казалось бы, простой вопрос не решить».

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Она продолжит заниматься площадкой фонда V–A–С в Венеции в палаццо Дзаттере, где во время 59-й Венецианской биеннале представят проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»
28.12.2021
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+