18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Что общего у Пауля Клее и Эмиля Нольде

№70
Материал из газеты

Двух непохожих художников, которых объединяла дружба, сравнивают в Берне

Два, казалось, очень разных художника — экспрессионист Эмиль Нольде (1867–1956) и визионер Пауль Клее (1879–1940) — были не только современниками, но и друзьями, общение которых продолжалось до смерти Клее. В 1920–1930-е они даже выставлялись вместе и коллекционировали работы друг друга. Дальше их пути кардинально разошлись. Клее с приходом к власти нацистов в 1933 году эмигрировал в Швейцарию. Нольде же встретил новый режим с энтузиазмом, что не спасло его от нацистского клейма «дегенеративного художника» и запрета на профессию. Художник уехал в уеди­ненное местечко Зеебюле на юге Германии, где писал акварели, закапывая их затем в землю. Всего он их написал 1,3 тыс., не без горькой иронии назвав эту серию «Ненаписанными картинами». «Нольде и Клее действительно разные художники, но вдумчивый зритель увидит и то, что их объединяет, — интерес к гротеску, фантазийным призракам, первобытному и неевропейскому искусству», — считает куратор выставки Фабьенн Эггельхёфер. Всего на выставке 170 работ, в том числе листы из «Ненаписанных картин» и редко выставляемые работы, созданные под впечатлением от путешествия на Новую Гвинею в 1913 году, — «Трофеи дикарей», «Экзотические фигуры (фетиши)».  

Берн, Центр Пауля Клее
Эмиль Нольде
До 3 марта
www.zpk.org

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+