18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что общего у Пауля Клее и Эмиля Нольде

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Двух непохожих художников, которых объединяла дружба, сравнивают в Берне

Эмиль Нольде. «Натюрморт» («Кукла, цветы и попугай»). 1912. Фото: Nolde stiftung seebüll/Ahlers collectio
Эмиль Нольде. «Натюрморт» («Кукла, цветы и попугай»). 1912.
Фото: Nolde stiftung seebüll/Ahlers collectio

Два, казалось, очень разных художника — экспрессионист Эмиль Нольде (1867–1956) и визионер Пауль Клее (1879–1940) — были не только современниками, но и друзьями, общение которых продолжалось до смерти Клее. В 1920–1930-е они даже выставлялись вместе и коллекционировали работы друг друга. Дальше их пути кардинально разошлись. Клее с приходом к власти нацистов в 1933 году эмигрировал в Швейцарию. Нольде же встретил новый режим с энтузиазмом, что не спасло его от нацистского клейма «дегенеративного художника» и запрета на профессию. Художник уехал в уеди­ненное местечко Зеебюле на юге Германии, где писал акварели, закапывая их затем в землю. Всего он их написал 1,3 тыс., не без горькой иронии назвав эту серию «Ненаписанными картинами». «Нольде и Клее действительно разные художники, но вдумчивый зритель увидит и то, что их объединяет, — интерес к гротеску, фантазийным призракам, первобытному и неевропейскому искусству», — считает куратор выставки Фабьенн Эггельхёфер. Всего на выставке 170 работ, в том числе листы из «Ненаписанных картин» и редко выставляемые работы, созданные под впечатлением от путешествия на Новую Гвинею в 1913 году, — «Трофеи дикарей», «Экзотические фигуры (фетиши)».  

Берн, Центр Пауля Клее
Эмиль Нольде
До 3 марта
www.zpk.org

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+