18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний мастер большого стиля, последний скульптор французской империи

В Музее Орсе открывается ретроспектива Жан-Батиста Карпо, главного выразителя стиля Наполеона III.

Сегодня туристу или местному жителю, пробегающему мимо исторического здания Парижской оперы, невдомек, какие нешуточные страсти кипели при его строительстве два века назад. Взять хотя бы скульптурную композицию Танец (1865–1869) Жан-Батиста Карпо, венчающую один из углов главного театра Франции. Ну нагой андрогин с бубном, ну растрепанные вакханки вокруг, ну амур у них в ногах, сам не свой от этой сладострастной пляски. Подумаешь! Но в 1869 году консервативная часть общества проклинала скульптора и требовала незамедлительно убрать эту непристойность с фасада Opéra de Paris.

Завсегдатаи Оперы отказывались впредь посещать ее спектакли, другие забросали Танец бутылками, наполненными чернилами. А французская императрица Евгения, увидев не только скульптурную группу, но и само завершенное здание театра, воскликнула: «Какая отвратительная посредственность! Нет никакого стиля — ни греческого, ни римского!» На что архитектор Шарль Гарнье, сполна наслушавшийся про свое китчевое детище, спокойно ответил: «Это стиль Наполеона III, мадам». Стиль Второй империи, богатой, пышной, светской, построенной Гарнье, вальсирующей под Оффенбаха. Что касается судьбы Танца, то его сегодня заменили копией на фасаде, а сам оригинал перенесли в Лувр, тем самым окончательно признав его художественные достоинства. Сын простого каменщика из Валансьена, Жан-Батист Карпо (1827–1875) стал одним из главных творцов при императорском дворе. «Скульптор улыбки» и «художник движения» — так чаще всего называли официального портретиста Наполеона III и автора знаковых парижских монументов эпохи (помимо скандального Танца, ему принадлежат рельеф Триумф Флоры (1863–1866) в саду Тюильри и фонтан Четыре части света (1867–1872) в Люксембургском саду).

Впрочем, жаловали Карпо только при дворе; коллеги по цеху и пресса никогда не разделяли ни его стремления к живописной лепке формы, ни его одержимости движением. В 1854 году за свою скульптурную группу Гектор вверяет своего сына Астианакса покровительству отца богов он получил престижную Римскую премию, которая позволяла художникам проходить стажировку в Риме на вилле Медичи, где и ныне находится Французская академия — рай для чиновников на пенсии и молодых художников. В Риме Карпо не только изучал классическую скульптуру, но и создал, вдохновляясь ею, композицию Уголино и его дети (1857–1860).

Итальянцы ее вознесли, французская столица — презрела. Выставленная в 1863 году в парижском Салоне, она вызвала, как позже и Танец, ожесточенную критику. Карпо упрекали в неуважении к академическим стандартам, согласно которым скульптура не может быть столь «многолюдной», упрекали в выборе спорного с точки зрения многих персонажа из 33-й песни Ада Данте, — свергнутого правителя Пизы графа Уголино делла Герардеска, за свои преступления приговоренного вместе с детьми и внуками к мучительной голодной смерти.

Но скульптор не реагировал на критику, тем более что монархам его работа пришлась по вкусу. «Я хотел передать самые жестокие страсти и объединить их с самой мягкой нежностью», — напишет Карпо своему другу. После этого скандала мастер оставил попытки найти понимание в академических кругах и до конца своей непродолжительной (около 15 лет) карьеры предпочитал ориентироваться исключительно на вкусы своего заказчика — императора и его окружения. Ретроспектива Жан-Батиста Карпо в Музее Орсе, собравшая почти 160 его произведений (скульптуру, включая портретные бюсты, и рисунки) — первая с 1975 года, — славное и немного горькое напоминание нынешней Франции о ее былом процветании и блеске во времена Второй империи.
Музей Орсе
Жан-Батист Карпо, скульптор для империи

Париж
24 июня — 28 сентября

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
5
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+