18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний мастер большого стиля, последний скульптор французской империи

В Музее Орсе открывается ретроспектива Жан-Батиста Карпо, главного выразителя стиля Наполеона III.

Сегодня туристу или местному жителю, пробегающему мимо исторического здания Парижской оперы, невдомек, какие нешуточные страсти кипели при его строительстве два века назад. Взять хотя бы скульптурную композицию Танец (1865–1869) Жан-Батиста Карпо, венчающую один из углов главного театра Франции. Ну нагой андрогин с бубном, ну растрепанные вакханки вокруг, ну амур у них в ногах, сам не свой от этой сладострастной пляски. Подумаешь! Но в 1869 году консервативная часть общества проклинала скульптора и требовала незамедлительно убрать эту непристойность с фасада Opéra de Paris.

Завсегдатаи Оперы отказывались впредь посещать ее спектакли, другие забросали Танец бутылками, наполненными чернилами. А французская императрица Евгения, увидев не только скульптурную группу, но и само завершенное здание театра, воскликнула: «Какая отвратительная посредственность! Нет никакого стиля — ни греческого, ни римского!» На что архитектор Шарль Гарнье, сполна наслушавшийся про свое китчевое детище, спокойно ответил: «Это стиль Наполеона III, мадам». Стиль Второй империи, богатой, пышной, светской, построенной Гарнье, вальсирующей под Оффенбаха. Что касается судьбы Танца, то его сегодня заменили копией на фасаде, а сам оригинал перенесли в Лувр, тем самым окончательно признав его художественные достоинства. Сын простого каменщика из Валансьена, Жан-Батист Карпо (1827–1875) стал одним из главных творцов при императорском дворе. «Скульптор улыбки» и «художник движения» — так чаще всего называли официального портретиста Наполеона III и автора знаковых парижских монументов эпохи (помимо скандального Танца, ему принадлежат рельеф Триумф Флоры (1863–1866) в саду Тюильри и фонтан Четыре части света (1867–1872) в Люксембургском саду).

Впрочем, жаловали Карпо только при дворе; коллеги по цеху и пресса никогда не разделяли ни его стремления к живописной лепке формы, ни его одержимости движением. В 1854 году за свою скульптурную группу Гектор вверяет своего сына Астианакса покровительству отца богов он получил престижную Римскую премию, которая позволяла художникам проходить стажировку в Риме на вилле Медичи, где и ныне находится Французская академия — рай для чиновников на пенсии и молодых художников. В Риме Карпо не только изучал классическую скульптуру, но и создал, вдохновляясь ею, композицию Уголино и его дети (1857–1860).

Итальянцы ее вознесли, французская столица — презрела. Выставленная в 1863 году в парижском Салоне, она вызвала, как позже и Танец, ожесточенную критику. Карпо упрекали в неуважении к академическим стандартам, согласно которым скульптура не может быть столь «многолюдной», упрекали в выборе спорного с точки зрения многих персонажа из 33-й песни Ада Данте, — свергнутого правителя Пизы графа Уголино делла Герардеска, за свои преступления приговоренного вместе с детьми и внуками к мучительной голодной смерти.

Но скульптор не реагировал на критику, тем более что монархам его работа пришлась по вкусу. «Я хотел передать самые жестокие страсти и объединить их с самой мягкой нежностью», — напишет Карпо своему другу. После этого скандала мастер оставил попытки найти понимание в академических кругах и до конца своей непродолжительной (около 15 лет) карьеры предпочитал ориентироваться исключительно на вкусы своего заказчика — императора и его окружения. Ретроспектива Жан-Батиста Карпо в Музее Орсе, собравшая почти 160 его произведений (скульптуру, включая портретные бюсты, и рисунки) — первая с 1975 года, — славное и немного горькое напоминание нынешней Франции о ее былом процветании и блеске во времена Второй империи.
Музей Орсе
Жан-Батист Карпо, скульптор для империи

Париж
24 июня — 28 сентября

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+