18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Реставраторов наконец слили

№70
Материал из газеты

Новый реставрационный холдинг создадут на базе Центра Грабаря и ГосНИИР. Объединение двух организаций обсуждалось несколько лет, и казалось, что оно уже не произойдет

В конце 2018 года стало известно, что Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) объединят в реставрационный холдинг. Он будет создан на базе Центра Грабаря, а его гендиректор Дмитрий Сергеев возглавит новую структуру.

В Министерстве культуры объединение называют давно назревшим решением, которое поможет оптимизировать работу обеих организаций. «Подобная административная реформа вполне оправданна, так как в разных пропорциях, с разными специализациями, но обе организации заняты, по сути, одним и тем же делом — реставрацией и наукой. Стоит отметить, что сотрудники ГосНИИРа принимают непосредственное участие в работах Центра Грабаря и наоборот. Уверены, что взаимодействие научных сотрудников старейшей школы и ведущих специалистов-практиков Центра Грабаря позволит создать крупнейший современный реставрационный холдинг мирового уровня», — рассказали TANR в пресс-службе ведомства.

Фактически будет существовать производство в лице Центра Грабаря и структурное подразделение, научно-исследовательский институт — ГосНИИР. Институт будет получать заказы от производителя и в соответствии с этим выстраивать свою исследовательскую деятельность.

Директор Государственного исторического музея, многолетнего партнера обеих организаций, Алексей Левыкин также считает создание нового холдинга давно назревшим шагом, который, «скорее всего, поддержит все профессиональное сообщество». «Объединение двух лучших российских институций в области реставрации — правильное решение, но многое будет зависеть от того, насколько прозрачной и открытой будет их дальнейшая работа. Важно, чтобы в новой структуре прислушивались к мнению профессионалов: музейщиков, историков, реставраторов. А самая главная задача — не растерять сотрудников и сохранить накопленные компетенции», — считает Левыкин. 

Вопрос объединения Центра Грабаря и ГосНИИР обсуждался в Минкульте с конца 1990-х годов, поскольку обе организации осуществляют деятельность, направленную на решение общей задачи: сохранение предметов культурного наследия, развитие отечественной школы научной реставрации. В министерстве рассчитывают, что холдинг сможет создать научную базу, способную обеспечить разработку новых методик и принципов реставрации, и подготовить профессиональные кадры. 
Однако объединение двух реставрационных учреждений с разными школами и традициями одобряют не все. «Слияние научных и исследовательских институций в крупные государственные холдинги — опасная тенденция, — считает историк архитектуры, профессор МАРХИ Наталья Душкина. — Судя по предыдущему опыту объединения Российского института культурологии (РИК) и НИИ культурного и природного наследия им. Дмитрия Лихачева, ничего хорошего из этого не получается. Для чиновников такого рода оптимизация — лишь способ сэкономить деньги, причем там, где их экономить не надо, а для профессионального сообщества — огромная проблема, потому что в результате таких слияний неизбежно происходят сокращения, унификация, введение неких единых стандартов. А это, в свою очередь, ведет к потере уникальных практик и компетенций. Например, многие сотрудники НИИ культурного и природного наследия после объединения с РИК фактически оказались выброшенными из профессии. Может произойти что-то подобное и сейчас». В Минкульте обещают обойтись без сокращений, но детали объединения пока не комментируют. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+