18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Реставраторов наконец слили

№70
Материал из газеты

Новый реставрационный холдинг создадут на базе Центра Грабаря и ГосНИИР. Объединение двух организаций обсуждалось несколько лет, и казалось, что оно уже не произойдет

В конце 2018 года стало известно, что Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) объединят в реставрационный холдинг. Он будет создан на базе Центра Грабаря, а его гендиректор Дмитрий Сергеев возглавит новую структуру.

В Министерстве культуры объединение называют давно назревшим решением, которое поможет оптимизировать работу обеих организаций. «Подобная административная реформа вполне оправданна, так как в разных пропорциях, с разными специализациями, но обе организации заняты, по сути, одним и тем же делом — реставрацией и наукой. Стоит отметить, что сотрудники ГосНИИРа принимают непосредственное участие в работах Центра Грабаря и наоборот. Уверены, что взаимодействие научных сотрудников старейшей школы и ведущих специалистов-практиков Центра Грабаря позволит создать крупнейший современный реставрационный холдинг мирового уровня», — рассказали TANR в пресс-службе ведомства.

Фактически будет существовать производство в лице Центра Грабаря и структурное подразделение, научно-исследовательский институт — ГосНИИР. Институт будет получать заказы от производителя и в соответствии с этим выстраивать свою исследовательскую деятельность.

Директор Государственного исторического музея, многолетнего партнера обеих организаций, Алексей Левыкин также считает создание нового холдинга давно назревшим шагом, который, «скорее всего, поддержит все профессиональное сообщество». «Объединение двух лучших российских институций в области реставрации — правильное решение, но многое будет зависеть от того, насколько прозрачной и открытой будет их дальнейшая работа. Важно, чтобы в новой структуре прислушивались к мнению профессионалов: музейщиков, историков, реставраторов. А самая главная задача — не растерять сотрудников и сохранить накопленные компетенции», — считает Левыкин. 

Вопрос объединения Центра Грабаря и ГосНИИР обсуждался в Минкульте с конца 1990-х годов, поскольку обе организации осуществляют деятельность, направленную на решение общей задачи: сохранение предметов культурного наследия, развитие отечественной школы научной реставрации. В министерстве рассчитывают, что холдинг сможет создать научную базу, способную обеспечить разработку новых методик и принципов реставрации, и подготовить профессиональные кадры. 
Однако объединение двух реставрационных учреждений с разными школами и традициями одобряют не все. «Слияние научных и исследовательских институций в крупные государственные холдинги — опасная тенденция, — считает историк архитектуры, профессор МАРХИ Наталья Душкина. — Судя по предыдущему опыту объединения Российского института культурологии (РИК) и НИИ культурного и природного наследия им. Дмитрия Лихачева, ничего хорошего из этого не получается. Для чиновников такого рода оптимизация — лишь способ сэкономить деньги, причем там, где их экономить не надо, а для профессионального сообщества — огромная проблема, потому что в результате таких слияний неизбежно происходят сокращения, унификация, введение неких единых стандартов. А это, в свою очередь, ведет к потере уникальных практик и компетенций. Например, многие сотрудники НИИ культурного и природного наследия после объединения с РИК фактически оказались выброшенными из профессии. Может произойти что-то подобное и сейчас». В Минкульте обещают обойтись без сокращений, но детали объединения пока не комментируют. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+