18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Владимир Сальников, рассказчик, социолог и библиотечный клоун

№69
Материал из газеты

Изданная «Гаражом» книга «Пикассо о нас не слышал» представляет собой сборник авторских текстов художника, ушедшего из жизни три года назад

Чтение просто восхитительное. Сальников-бытописатель выстраивает весьма убедительный социопсихологический анализ эпохи. Теперь мы знаем, как все было на самом деле. Сальников-наблюдатель беспристрастно описывает структуру официального художественного мира 1960–1970-х годов. И разрушает традиционные мифы: соцреализм уже с начала 1970-х стал пустой фразой, победили «соцмодернисты» и «формалисты» — и установили свою диктатуру. При этом мы получаем определения очень точные. Например: «Так как в [сталинской] борьбе против формалистов пострадало множество художников, „форму“ заменили эвфемизмом — „пластикой“».

Наверное, каким-то будущим исследователям понадобятся его описания подковерной борьбы за место у кормушки в так называемом официальном искусстве. И здесь Сальников-социолог дает корректную формулировку: «Эстетика охраняла доходы, доходы охраняли эстетику». Но история сложилась так, что и стойкие формалисты, и непримиримые соцмодернисты канули в Лету в момент исчезновения роскошного госзаказа в 1991 году. Для нас здесь важна инсайдерская информация Владимира Сальникова, который зарабатывал деньги как художник-график: «У книжника было мало начальников». Мы понимаем, сколь уютной была ниша, которую занимали концептуалисты, оформлявшие детские книжки. И заодно становится ясно, почему и Илья Кабаков, и Эрик Булатов, и другие нонконформисты демонстративно поклонялись Владимиру Фаворскому, — за несогласие с его художественными принципами «могли и лицо набить». Тут же Сальников, ироничный наблюдатель, дает точный психологический портрет: «Они что-то такое скромное потихоньку помазывали. <...> Даже сама их моторика, какое-то мужицкое переминание с ноги на ногу, грязные бороды и свитера».

Сальников неизменно занимал твердую критическую, даже гиперкритическую, позицию по отношению к художественному миру: «Окостеневшие модернисты 1960-х и ретроспективисты представляли жалкое зрелище. В неофициальном дела обстояли повеселее, хотя большая часть его была сплошной любительщиной, графоманством и халтурой». А «протоколы КД-М-ских мудрецов (группа «Коллективные действия» и Андрей Монастырский. — TANR) очень похожи на кавээнские остроты». При этом Сальников сохраняет редкую способность к критической позиции по отношению к самому себе, критикующему концептуализм: «Я лучше кого бы то ни было понимаю всю эту пустотность, китайщину, отсутствие присутствия…» Примечательно, что «своим» он почувствовал себя совсем в другую эпоху: текст «Произведение искусства и автор в 1990-е годы» — пока единственное достоверное и складное описание того буйного периода.

Но самое интересное — даже не тонкие и язвительные бытовые подробности, а история становления советского интеллектуала. Всё из книжек. В ранней молодости начитался журнала «Америка» — и стал абстракционистом. Потом проглотил соответствующую литературу — и с немыслимой само­иронией говорит, что выступает «с точки зрения психоанализа (и Четырех Благородных Истин Будды Гаутамы)». От этого микса происходит и все интеллектуальное шутовство Сальникова (троллинг, по определению арт-критика Людмилы Луниной). С философом Валерием Подорогой он по-свойски говорит на языке постструктурализма, в теоретической полемике в основанном Дмитрием Гутовым Институте Михаила Лифшица свободно манипулирует марксистско-ленинской терминологией, а интервьюеру из газеты «Завтра» излагает свои идеи на языке евразийства. Жаль, что составители книги не включили в нее все эти блестящие провокации умника и книгочея с детства.

Но настоящий Сальников все же живописец, его зритель — «либертин, развратник и наркоман от искусства, ждет появления новых „веществ“». 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+