18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разум чувству не помеха

№69
Материал из газеты

Авангард и физика говорят об одном?

Последний фундаментальный труд Светланы Батраковой (1929–2017), одного из признанных отечественных исследователей западного искусства ХХ века, посвящен изучению взаимовлияния науки и искусства — и того, как они вместе поменяли наше представление о мире. За эту тему редко кто из специалистов решается браться ввиду ее неподъемности. Светлана Петровна взялась. В своих прежних работах она всегда помещала изобразительное искусство в контекст различных гуманитарных дисциплин. Теперь же пришла очередь естественных наук, точнее, великих открытий в физике. 

Словно предваряя скепсис читателя, автор пишет в предисловии: «Наука и искусство, физика и живопись — как, казалось бы, они далеки друг от друга! <...> Тем не менее художники не единожды интересовались новациями в области точных наук… используют в своих композициях элементы, детали, структуры микромира научных исследований». Хотя в этом воображаемом споре с читателем она соглашается, что «искусство и, скажем, физика оставались весьма далекими друг от друга занятиями», но все же подчеркивает, что они «работали в едином смысловом поле, ощущая, каждый по-своему, совершающийся поворот от классической картины мира — к неклассической».

Монография разведена по четырем большим главам. Они, в свою очередь, разделены на подглавы, где излагаются идеи ученых — от Альберта Эйнштейна до Стивена Хокинга, философов и культурологов — от Анри Бергсона и Эрнста Кассирера до Жиля Делеза и Умберто Эко. И в каждом случае это происходит в диалоге с искусством авангарда — от футуристов, Кандинского, Дюшана, Шагала, Пикассо и Мондриана до сюрреалистов и Поллока. Причем речь здесь идет не только о влиянии научных открытий на искусство, но и наоборот, подтверждением чему служат цитаты из Фридриха Ницше, предлагавшего «взглянуть на науку под углом зрения художника», а также математика и мыслителя Анри Пуанкаре, который в своем труде «Наука и метод» высказал идею об эстетической, а не логической природе математического ума.
Знания Батраковой не могут не впечатлять своей энциклопедичностью. Но книга читается легко — за счет живого, эмоционально окрашенного языка (автор не чурается даже разговорных оборотов). К тому же издание щедро иллюстрировано произведениями искусства — надо полагать, не для визуализации той или иной научной идеи, а чтобы дать и читателю шанс по-своему интерпретировать материал и возникающие ассоциации.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+