18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Автор кода «Портрета Эдмона Белами» возмущен его продажей

Разгоревшийся вокруг картины конфликт поднимает вопросы, связанные с атрибуцией искусства, созданного искусственным интеллектом

«Портрет Эдмона Белами» коллектива Obvious на аукционе Christie's. Фото: Christie'
«Портрет Эдмона Белами» коллектива Obvious на аукционе Christie's.
Фото: Christie'

Французская арт-группа Obvious получила разрешение художника и программиста из Стэнфордского университета Робби Баррата на использование его кода для создания картин, однако после того, как «Портрет Эдмона Белами» был выставлен на торги Christie’s, тот запротестовал против его продажи.

«Идея была в том, чтобы демократизировать искусство, созданное с помощью искусственного интеллекта, и работа Obvious изначально выглядела как проект с открытым исходным кодом, — говорит Баррат. — Несколько недель спустя я увидел, что они продают портрет, и написал им, что прошу не делать этого». По словам Баррата, его не беспокоит финансовая сторона вопроса, но он считает, что его авторство должны были упомянуть.

Чтобы доказать свою правоту, Баррат выложил в Twitter произведение Obvious под названием «Портрет Эдмона Белами» рядом с «результатами работы нейросети», которые он уже публиковал в Интернете в прошлом году. «Кому-то кроме меня не все равно? Мне одному кажется, что они просто взяли мою сеть и продают результаты?» — спросил он.

Участники Obvious не отрицают, что позаимствовали код Баррата, и отмечают, что его использование абсолютно легально в соответствии с лицензией на открытое программное обеспечение. Но коллектив критикуют и за то, что они не упоминали Баррата в ранних интервью, в том числе для The Art Newspaper. В электронном письме группа пояснила, что сам тип алгоритма (генеративно-состязательная сеть), который был использован для создания изображений, изобрел исследователь в области искусственного интеллекта Иэн Гудфеллоу и имя Белами — своего рода посвящение изобретателю, свободный перевод его фамилии с английского на французский (англ. “good fellow” и фр. “bel ami” — «хороший друг»).

Аукцион, на котором полотно было продано за $432,5 тыс., в 45 раз дороже эстимейта, и последовавшая за ним общественная дискуссия привлекли внимание к тому, как функционируют традиционно открытые и основанные на сотрудничестве сообщества разработчиков ИИ-искусства, а также к вопросу о том, кому принадлежит авторское право на такие произведения, в особенности если они начинают продаваться за сотни тысяч долларов. На своем сайте члены коллектива Obvious пишут, что не считают себя создателями портрета Белами. «Мы, скорее, считаем, что авторское право принадлежит алгоритму, создавшему картину», — добавляют они.

Узнав о торгах Christie’s, Баррат предпринял меры для защиты своего кода, который он ранее выложил на файлообменнике GitHub. Он добавил условие: «Используя результаты работы этих моделей, указывайте мое имя. Не продавайте результаты работы моделей, измененных или не измененных. Если у вас есть вопросы, напишите мне, прежде чем предпринимать какие-либо действия». Но это, естественно, было уже после того, как Obvious позаимствовали его модель.

После продажи многие рассуждали о том, должны ли Obvious поделиться с Барратом. По информации, выложенной на сайте группы, «деньги будут направлены на приобретение вычислительных мощностей, необходимых для создания произведений искусства такого рода, и, возможно, на посещение следующей конференции по машинному обучению и нейровычислениям (NIPS)».

В данном случае интерес Баррата не был связан с деньгами, но последние события привлекли к этой сфере пристальное внимание общества. Сможет ли модель открытого кода выжить в новых условиях, покажет время: к ИИ-искусству начинают присматриваться галереи и аукционные дома.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+