18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Кабинеты редкостей: символ власти и капсула времени

№69
Материал из газеты

Собрания артефактов разных эпох и народов популярны как у коллекционеров и художников, так и у кураторов и музейщиков. Желание обладать символами присутствия человека на Земле сегодня ничуть не меньше, чем 500 лет назад

Сегодня мы можем не знать тонкостей анатомии человека или свойств того или иного вещества, но нам точно известно, как найти эту информацию. Энциклопедии, справочники, специалисты — все это находится от нас на расстоянии одного клика. Основу всей этой гигантской базы данных заложили ставшие невероятно модными в начале XVI века кабинеты редкостей. В эпоху Великих географических открытий в Европу изо всех уголков земного шара хлынули доселе невиданные трофеи: древние артефакты, скелеты удивительных существ, диковинные морские раковины, — и человечество принялось коллекционировать, классифицировать и каталогизировать увиденное.

Самые ранние коллекции возникли как королевские сокровищницы, которые превратились из символов богатства своего владельца в свидетельство его вкуса и образованности. Цена некоторых предметов была баснословной. Известно, что папа Климент VII приобрел бивень нарвала, в то время считавшийся рогом единорога, за сумму, в пять раз превышающую ту, что он заплатил Микеланджело за роспись Сикстинской капеллы.

Постепенно в процесс коллекционирования включились состоятельные люди, купцы, врачи и аптекари. Так сложились знаменитые коллекции Улиссе Альдрованди и Оле Ворма, Ферранте Императо, Альберта Себа и Фредерика Рюйша. Две последние были приобретены Петром I и составили основу его знаменитой Кунсткамеры.

Первое дошедшее до нас руководство Inscriptiones vel Tituli Theatri amplissimi с инструкциями по сбору и обработке материала, описанием методов его сохранения и показа в 1565 году опубликовал Cамуэль Квикхеберг, фламандский врач и куратор герцогской художественной коллекции в Мюнхене. Идеальный кабинет редкостей должен был состоять из пяти основных разделов. Предметы, созданные природой, относились к разделу Naturalia. Все, что было сделано человеком, определялось как Arteficialia. Инструменты, демонстрировавшие способность человека контролировать природу, шли в разряд Scientifica. Необычные экспонаты дальних стран — в Exotica, археологические древности — в Antiquities. В целом такой порядок сохранился до наших дней.

К XIX веку новый уровень знаний помог объяснить или разоблачить аномальные и необычные свойства некоторых предметов. Нехватка рациональной классификации, нагромождение «таинственных» вещей привели к тому, что кабинеты редкостей уступили место специализированным музеям.

Однако интерес к подобным коллекциям стал возвращаться уже в середине XX столетия. Примерно к этому времени относят «инсталляцию», созданную теоретиком сюрреализма, поэтом Андре Бретоном. Она представляла собой ряд стеллажей, заполненных африканскими масками, коллекциями цикад и бабочек, фотографиями, книгами и картинами, отмечавшими важные вехи в развитии сюрреализма. Во второй половине XX века британский коллекционер и политик Алистер Макальпин, служивший казначеем при Маргарет Тэтчер, обратился к этому виду коллекционирования как к антитезе минимализму. Почти одновременно интерес к теме подхватила группа «Молодые британские художники» (YBA), и в частности Дэмиен Херст с его знаменитыми акулой и коровой в формалине и картинами из бабочек. Вспоминаются также работы Стефана Дама, Полли Морган и Яна Фабра. Кураторы классических музеев и галерей, стремясь к оригинальности, стали вводить в экспозиции элементы кабинетов редкостей. Например, Музей Прадо разместил рядом с картиной Франсиско Гойи «Шабаш ведьм» витрину с тем, что в былые времена считалось ингредиентами ведьминских зелий, — с колбами со скелетами летучих мышей, змей, жаб, подписанных своими научными названиями.

Сегодня кабинеты редкостей вновь владеют воображением коллекционеров и вызывают у них эмоциональный отклик. В их собраниях теперь можно встретить реквизит из знаменитых кинофильмов, метеориты, обломки космических кораблей и даже костюмы космонавтов. Один как раз  был представлен галереей Theatrum Mundi на BRAFA 2018 года. Скафандр космонавта Геннадия Стрекалова «Сокол КВ-2», в котором он выходил в открытый космос, в итоге был продан за €130 тыс. И если раньше кабинет редкостей представлял собой нечто среднее между пещерой ведьмы, аптекой и научной лабораторией, то сегодняшние кунсткамеры — это, скорее, капсула времени, в которой запечатлевается наша эпоха. 

Совет коллекционерам

Чтобы коллекции не превращались в собрание разношерстных предметов, классифицировать их следует по уже установленному правилу пяти разделов: Naturalia, Arteficialia, Scientifica, Exotica, Antiquities. Важно также создавать правильные сопоставления, поддерживая диалог между предметами. Например, маску Дарта Вейдера можно разместить со старинными африканскими ритуальными масками, а самурайские доспехи — рядом со скафандром космонавта.

Как начать

Начинать лучше с консультации со специалистами. Существуют дилеры, такие как бельгийская галерея Porfirius Kunstkammer, которые помогут собрать начальную коллекцию, ориентируясь на интересы и бюджет заказчика. Так, редкая геологическая находка — огромный аммонит из Северной Америки может обойтись в €64 тыс., метеорит весом 17 кг — в €70 тыс., набор железных ножниц XVIII века или металлический измеритель XVII столетия — в €700, тантрические рисунки XIX века с изображением бога Шивы — в €1,5 тыс., а египетские амулеты — в €2 тыс. Porfirius Kunstkammer также создают готовые сеты редкостей, которые вписаны в стеллажи. Цены на них варьируются от нескольких десятков до миллионов евро.

Как пополнять

Надо быть готовым к тому, что процесс будет увлекательным и долгим. Стать обладателем уже собранной крупной коллекции почти нереально, такие собрания поступают в продажу очень редко. Одной из последних в 1995 году была распродана по частям коллекция великого герцога Баден-Баденского. Та же участь в 2013-м ждала и выставленное на торги собрание Жака и Галилы Олландер, состоявшее примерно из 500 предметов общей стоимостью около €5,2 млн. Искать следует на ведущих аукционах, подобные торги периодически проводят Sotheby’s и Christie’s. Очень важны знакомства с владельцами галерей, занимающихся этим направлением. Но, пожалуй, самым полезным будет начать с посещения ярмарок — брюссельской BRAFA, а также европейских и американских сессий TEFAF и Freize. Сюда съезжаются ведущие участники рынка: Artancient (США), Brun Fine Art (Монте-Карло), Cabinet of curiosities — Honourable Silver Objects (Бельгия), Finch & Co (Великобритания), Philippe d’Arschot (Бельгия), Porfirius Kunstkammer (Бельгия), Theatrum Mundi (Италия). Здесь можно узнать их предложения и установить нужные контакты.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+