18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Второе открытие Африки

№69
Материал из газеты

Открытие после реконструкции Королевского музея Центральной Африки в бельгийском Тервюрене проходит на пике интереса к искусству этого континента

Африканское искусство — как современное, так и традиционное — сегодня на пике популярности. Цены растут, появляются новые крупные коллекционеры, специализированные арт-ярмарки множатся, музеи соревнуются в выставках, а разговоры о реституции, которую пообещал бывшим французским колониям президент Эмманюэль Макрон, еще больше подогревают интерес к культурному наследию Африки.

О том, что главными популяризаторами африканского искусства в Европе были художники-модернисты XX века, которым племенные маски и статуэтки стали и моделями и музами, сказано немало. Да и не надо быть специалистом, чтобы увидеть, что маски конголезского племени лвалва с птичьими носами-клювами на одно лицо с портретами Пабло Пикассо, будь то «Плачущая женщина» (1937) или «Авиньонские девицы» (1907). На волне интереса к примитивному искусству подобные выставки все чаще появляются на афишах мировых музеев. По соседству c картинами Жоржа Брака, Поля Гогена, Пауля Клее, Анри Матисса, Эмиля Нольде оказываются африканские маски, тотемы, скульптуры, бытовые предметы. Без Африки не обходится сегодня ни одна международная ярмарка, ни один аукционный дом. За классическим, традиционным искусством Черной Африки коллекционеры охотятся на BRAFA в Брюсселе. Параллельно с BRAFA уже много лет проходит Bruneaf — салон неевропейского искусства.

Королевский музей Центральной Африки в муниципалитете Тервюрен, что в 8 км от Брюсселя, — крупнейшее собрание африканского искусства, в частности из Конго. Нередко его называют последним колониальным музеем в мире. Сегодня жить с таким званием все равно что в условиях чрезвычайного положения: никогда не знаешь, в каких еще грехах тебя обвинят. Но в Бельгии достойно отражают удары. В том числе благодаря активной работе с современными художниками и смелым тематическим выставкам, включая выставки о колониальном прошлом. И главное, они не открещиваются от истории.

К примеру, в конце 1990-х Ян Фабр по поручению королевы Паолы оформил потолок Зеркального зала в королевском дворце в Брюсселе. Художник и его помощники покрыли потолок зала, некогда заказанного королем Леопольдом II, проводившим жестокую и кровопролитную колониальную политику в Конго, роскошной мозаикой из блестящих африканских жуков.

Дворец колоний, в котором ныне размещается музей, был построен по приказу Леопольда II на руинах сгоревшего охотничьего павильона к Международной выставке в Брюсселе в 1897 году. В этом неоклассическом здании были представлены достижения народного хозяйства и культуры Конго. К дворцу примыкал живописный сад, где был главный аттракцион экспозиции — живые африканские деревни. Король руководствовался сугубо просветительскими задачами, но его задумка пришлась по вкусу не всем. Одни кричали: «Как можно?!» — другие: «Только так и нужно!» Впрочем, скандал сделал свое дело: выставку посетило более 1 млн зрителей. В 1898 году его указом был основан Музей Конго, и всем военным, миссионерам, торговцам и ученым велено было везти туда все, что им встретится любопытного во время их конголезских вояжей. Везли вплоть до 1960 года, до провозглашения независимости африканской республики. Набрались сотни тысяч предметов, и в них — вся история искусства Конго. Однако за прошедшее с тех пор время постоянная экспозиция устарела и потеряла связь с актуальными научными исследованиями, а инфраструктура музея, особенно с точки зрения маломобильных посетителей, никак не соответствовала стандартам XXI века.

Главное новшество в открывающемся после реконструкции музее — новый входной павильон из стекла минималистской архитектуры, который связан с главным зданием подземной галереей из выставочных залов. В павильоне разместили необходимые современному музею медиа-, конференц- и детский залы, ресторан и магазин. Кроме того, были обновлены все выставочные залы в историческом Дворце колоний. Главная трудность состояла в том, что это памятник архитектуры и, например, высказывания Леопольда II о том, что Бельгия несет свет и знания в Конго, трогать нельзя. Но и оставлять их тоже нельзя: в сегодняшнем мире не принято гордиться своими колонизаторскими победами. Пришлось отдельно обозначать позицию музея по историческим вопросам. Кроме того, кураторы разбавили старинные трофеи работами современных художников. Собственно, эта новая — дополненная и улучшенная — постоянная экспозиция и открывает музей после реконструкции. 

Королевский музей Центральной Африки открыт с 9 декабря. 

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+