18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Второе открытие Африки

№69
Материал из газеты

Открытие после реконструкции Королевского музея Центральной Африки в бельгийском Тервюрене проходит на пике интереса к искусству этого континента

Африканское искусство — как современное, так и традиционное — сегодня на пике популярности. Цены растут, появляются новые крупные коллекционеры, специализированные арт-ярмарки множатся, музеи соревнуются в выставках, а разговоры о реституции, которую пообещал бывшим французским колониям президент Эмманюэль Макрон, еще больше подогревают интерес к культурному наследию Африки.

О том, что главными популяризаторами африканского искусства в Европе были художники-модернисты XX века, которым племенные маски и статуэтки стали и моделями и музами, сказано немало. Да и не надо быть специалистом, чтобы увидеть, что маски конголезского племени лвалва с птичьими носами-клювами на одно лицо с портретами Пабло Пикассо, будь то «Плачущая женщина» (1937) или «Авиньонские девицы» (1907). На волне интереса к примитивному искусству подобные выставки все чаще появляются на афишах мировых музеев. По соседству c картинами Жоржа Брака, Поля Гогена, Пауля Клее, Анри Матисса, Эмиля Нольде оказываются африканские маски, тотемы, скульптуры, бытовые предметы. Без Африки не обходится сегодня ни одна международная ярмарка, ни один аукционный дом. За классическим, традиционным искусством Черной Африки коллекционеры охотятся на BRAFA в Брюсселе. Параллельно с BRAFA уже много лет проходит Bruneaf — салон неевропейского искусства.

Королевский музей Центральной Африки в муниципалитете Тервюрен, что в 8 км от Брюсселя, — крупнейшее собрание африканского искусства, в частности из Конго. Нередко его называют последним колониальным музеем в мире. Сегодня жить с таким званием все равно что в условиях чрезвычайного положения: никогда не знаешь, в каких еще грехах тебя обвинят. Но в Бельгии достойно отражают удары. В том числе благодаря активной работе с современными художниками и смелым тематическим выставкам, включая выставки о колониальном прошлом. И главное, они не открещиваются от истории.

К примеру, в конце 1990-х Ян Фабр по поручению королевы Паолы оформил потолок Зеркального зала в королевском дворце в Брюсселе. Художник и его помощники покрыли потолок зала, некогда заказанного королем Леопольдом II, проводившим жестокую и кровопролитную колониальную политику в Конго, роскошной мозаикой из блестящих африканских жуков.

Дворец колоний, в котором ныне размещается музей, был построен по приказу Леопольда II на руинах сгоревшего охотничьего павильона к Международной выставке в Брюсселе в 1897 году. В этом неоклассическом здании были представлены достижения народного хозяйства и культуры Конго. К дворцу примыкал живописный сад, где был главный аттракцион экспозиции — живые африканские деревни. Король руководствовался сугубо просветительскими задачами, но его задумка пришлась по вкусу не всем. Одни кричали: «Как можно?!» — другие: «Только так и нужно!» Впрочем, скандал сделал свое дело: выставку посетило более 1 млн зрителей. В 1898 году его указом был основан Музей Конго, и всем военным, миссионерам, торговцам и ученым велено было везти туда все, что им встретится любопытного во время их конголезских вояжей. Везли вплоть до 1960 года, до провозглашения независимости африканской республики. Набрались сотни тысяч предметов, и в них — вся история искусства Конго. Однако за прошедшее с тех пор время постоянная экспозиция устарела и потеряла связь с актуальными научными исследованиями, а инфраструктура музея, особенно с точки зрения маломобильных посетителей, никак не соответствовала стандартам XXI века.

Главное новшество в открывающемся после реконструкции музее — новый входной павильон из стекла минималистской архитектуры, который связан с главным зданием подземной галереей из выставочных залов. В павильоне разместили необходимые современному музею медиа-, конференц- и детский залы, ресторан и магазин. Кроме того, были обновлены все выставочные залы в историческом Дворце колоний. Главная трудность состояла в том, что это памятник архитектуры и, например, высказывания Леопольда II о том, что Бельгия несет свет и знания в Конго, трогать нельзя. Но и оставлять их тоже нельзя: в сегодняшнем мире не принято гордиться своими колонизаторскими победами. Пришлось отдельно обозначать позицию музея по историческим вопросам. Кроме того, кураторы разбавили старинные трофеи работами современных художников. Собственно, эта новая — дополненная и улучшенная — постоянная экспозиция и открывает музей после реконструкции. 

Королевский музей Центральной Африки открыт с 9 декабря. 

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+