Премию Тернера получила Шарлотт Проджер

Художница из Глазго удостоилась престижной награды за глубоко личные видео, снятые на iPhone

Обладательница Премии Тернера за 2018 г. Шарлотт Проджер на церемонии в Тейт. Фото: Tate Photography / Jordan Anderso
Обладательница Премии Тернера за 2018 г. Шарлотт Проджер на церемонии в Тейт.
Фото: Tate Photography / Jordan Anderso

Фильм «Бриджит» (2016), который принес Шарлотт Проджер Премию Тернера, — поэтическое видеоповествование, в котором различные отсылки переплетаются с дневниковыми пассажами, а в роли рассказчиков выступают друзья художницы. Личные истории Проджер включают воспоминания о ее камин-ауте и жизненном опыте как представительницы квир-сообщества, рассказанные в более широком общественно-политическом контексте. «Делая “Бриджит”, я размышляла о самоопределении и о формах, которые оно может принимать, как в отношении частных тел, так и в геополитическом отношении, — объясняла Проджер в передаче Tate Shots. — Поэтому, например, я голосовала за независимость Шотландии с ее оптимистической верой в возможность открытого разговора, обмена и самоопределения. И я размышляла о важности самоопределения в борьбе квир-движения, которое актуально и сегодня, когда происходит посягательство на квир-пространство».

Шарлотт Проджер. «Бриджит». 2016. Фрагмент фильма. Фото: Hollybush Gardens gallery
Шарлотт Проджер. «Бриджит». 2016. Фрагмент фильма.
Фото: Hollybush Gardens gallery

Художница также рассказала в Tate Shots, что выбор iPhone для съемки связан с ее давним интересом к «тесным отношениям между телом и технологиями». Она обращает внимание на то, как «пальцы попадают в кадр, и они такие телесные… если положить палец на крохотную линзу, можно увидеть кровь под кожей, можно трогать и протирать экран, чтобы менять экспозицию». Системы человеческого тела «соединяются с камерой — и это своего рода симбиоз, но в то же время и механическое сцепление, и мне это нравится», — объясняет она.

Шарлотт Проджер. Desert Sign/Psychic Hand. 2010. Фото: Master of Fine Art at Glasgow School of Art
Шарлотт Проджер. Desert Sign/Psychic Hand. 2010.
Фото: Master of Fine Art at Glasgow School of Art

Проджер стала третьей подряд женщиной, которой присуждена Премия Тернера (после Хелен Мартен в 2016 году и Любаины Химид в прошлом году), — это первый подобный случай в истории награды. Первая женщина, Рейчел Уайтред, стала лауреатом Премии Тернера только на девятый год существования конкурса; за первые 25 лет награда досталась всего трем женщинам, тогда как в последнее десятилетие им присуждали премию шесть раз.

Проджер обошла фаворитов конкурса Forensic Architecture, а также Люка Уиллиса Томпсона и Наима Мохайемена в год, богатый на кино- и видеоработы. Лауреат Премии Тернера — 2018 будет представлять Шотландию на Венецианской биеннале в следующем году.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+