18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Родственные отношения Мантеньи и Беллини

№68
Материал из газеты

В Национальной галерее показывают близкие связи двух мастеров Ренессанса

Выставка впервые объединила полотна,  эскизы и графику двух титанов Раннего Возрождения — Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Цель — показать, как будучи не только современниками, но и родней, они влияли друг на друга.

Мантенья — сын плотника из Падуи. Беллини принадлежал к знаменитой венецианской династии художников — Якопо и его второго сына, Джентиле. Их биографии пересеклись в 1453 году, когда Мантенья женился на их сестре Николозии. Причем от этого брака выиграл скорее венецианский клан, усилив свой состав одним из выдающихся талантов того времени и сняв вопрос конкуренции. 

Если же говорить о влиянии, то здесь речь идет о Мантенье и Джованни Беллини, которые, по словам куратора выставки Кэролайн Кэмпбелл, одновременно влияли друг на друга: «До нас не дошло документированных свидетельств, проливающих свет на связь этих двух художников, но очевидно, что она была очень тесной. Беллини копировал картины Мантеньи, а тот испытал влияние его новаторской живописи». 

И хотя большая часть карьеры Мантеньи была связана с Мантуей, где он работал у герцогов Гонзага, очевидно, что его художественный диалог с шурином, работавшим в Венеции, никогда не прерывался. Мантенья был изобретателен в сюжетах и композиции; большой знаток древнеримского искусства, свой четкий классический рисунок позаимствовал у Античности. Беллини же работал в традициях венецианской школы, мастером пейзажа с использованием всей доступной цветовой палитры. Он, как говорит Кэмпбелл, «первым в полную силу использовал пейзаж для передачи эмоционального состояния». Как и Мантенья, он писал картины и на религиозные и мифологические сюжеты, но Мантенья создавал монументальные композиции, а Беллини — камерные для частных заказчиков. 

Беллини нередко и копировал Мантенью, как, например, в «Принесении во храм» (1470–1475), выставленном в Лондоне с одноименной картиной (1454) Мантеньи. В свою очередь, Беллини повлиял на Мантенью как пейзажист. Так, на картине «Смерть Девы Марии» (1462) на заднем плане у него появляется безмятежный вид Мантуи, написанный явно под влиянием ведут Беллини. Кто из них был талантливее — вопрос риторический, считает куратор: «Мантенья возродил классическую античность, был непревзойденным мастером перспективы. Беллини — настоящий волшебник пейзажа, колорита и света». 

Национальная галерея
Мантенья и Беллини
До 27 января 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+