Семья ван Кампен кисти Халса воссоединилась после долгой разлуки

В Музее искусств Толидо в штате Огайо экспонируются три портрета работы Халса, оказавшиеся частями одной картины

Франс Халс. «Портрет семейства ван Кампен в пейзаже». 1623–1625. Фото: Richard Goodbody for the Toledo Museum of Art
Франс Халс. «Портрет семейства ван Кампен в пейзаже». 1623–1625.
Фото: Richard Goodbody for the Toledo Museum of Art

Благодаря усилиям реставраторов портреты семейства ван Кампен, которые Франс Халс написал около 1623 года, впервые за несколько веков снова оказались вместе на выставке, открывшейся в США этой осенью. Обнаружив фигуру маленькой девочки во время расчистки картины из коллекции Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе, специалисты пришли к выводу, что три портрета из разных собраний когда-то были частями одного большого полотна.

Франс Халс. «Дети семьи ван Кампен с запряженной козой». 1623–1625. Фото: J. Geleyns / RMFAB, Brussel
Франс Халс. «Дети семьи ван Кампен с запряженной козой». 1623–1625.
Фото: J. Geleyns / RMFAB, Brussel

На выставке «Портреты Франса Халса. Воссоединение семейства» в Музее искусств Толидо (до 6 января) представлены два произведения, которые уже давно считаются частями одной картины: «Портрет семейства ван Кампен в пейзаже» (около 1623–1625) из коллекции самого огайского музея и недавно отреставрированное и переименованное в «Дети семьи ван Кампен с запряженной козой» полотно из брюссельского музея, а вдобавок — «Голова мальчика», портрет более скромных размеров из частной коллекции.

Ученые полагают, что картины разлучили в начале XIX века. Толидское полотно, изображающее родителей и семерых из их 14 детей (в том числе младенца, которого позднее добавил художник Саломон де Брай), и брюссельский холст с тремя (с половиной) детьми были выставлены на продажу в 1810 году как два отдельных произведения.

Голова мальчика кисти Франса Халса — портрет относительно скромных размеров из частной коллекции, в отличие от двух других картин не выставленный на продажу в 1810 г. Фото: private collectio
Голова мальчика кисти Франса Халса — портрет относительно скромных размеров из частной коллекции, в отличие от двух других картин не выставленный на продажу в 1810 г.
Фото: private collectio

Старший куратор отдела европейской и американской живописи и скульптуры Музея искусств Толидо Лоуренс Николс, организовавший выставку совместно с куратором нидерландской живописи XVII века Королевских музеев изящных искусств Бельгии Лизбет Де Бели, говорит, что к разделению композиции могло привести повреждение оригинальной картины. Большие срезы по краям «Головы мальчика» и потертости, обнаруженные в нижней части брюссельского полотна, могут свидетельствовать о том, что она некоторое время простояла в воде.

Реконструкция демонстрирует, как мог выглядеть оригинальный групповой портрет с двумя воображаемыми фигурами детей (справа внизу), отсутствующими на сохранившихся фрагментах. Фото: Liesbeth De Belie and Catherine van Herck
Реконструкция демонстрирует, как мог выглядеть оригинальный групповой портрет с двумя воображаемыми фигурами детей (справа внизу), отсутствующими на сохранившихся фрагментах.
Фото: Liesbeth De Belie and Catherine van Herck

Реставрация брюссельской картины велась с 2011 по 2016 год под руководством Де Бели и независимого реставратора Катерины ван Херк. Макрорентгенофлуоресцентное сканирование подтвердило наличие позднейших записей, добавленных уже после смерти Халса. Получив результаты анализа поперечного среза красочного слоя, картину решили расчистить. Так реставраторы открыли в правом верхнем углу нечто «совершенно ошеломительное». «Это был глаз!» — рассказывает Николс. В дальнейшем оказалось, что под слоем записей была скрыта половина фигуры девочки, повернувшейся к кому-то слева от себя. А зацепкой, связавшей ее с «Головой мальчика», стал кружевной воротник девочки, идентичный изображенному рядом с плечом мальчика. Это подтвердило давнюю версию искусствоведа Клауса Гримма о связи между тремя произведениями. Кроме того, расчистка брюссельской картины обнаружила юбки двух фигур с работы из Толидо. Вместе с тремя полотнами на выставке представлены изображения, связанные с реставрацией брюссельской картины, а также реконструкция, демонстрирующая, как мог выглядеть изначальный групповой портрет. Кроме того, здесь показаны еще три семейных и один свадебный портрет кисти Халса.

После Толидо выставка отправится в Брюссель, в Королевские музеи изящных искусств (2 февраля — 28 апреля), а затем в парижскую Коллекцию Фрица Люгта.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
7
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+