18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семья ван Кампен кисти Халса воссоединилась после долгой разлуки

В Музее искусств Толидо в штате Огайо экспонируются три портрета работы Халса, оказавшиеся частями одной картины

Благодаря усилиям реставраторов портреты семейства ван Кампен, которые Франс Халс написал около 1623 года, впервые за несколько веков снова оказались вместе на выставке, открывшейся в США этой осенью. Обнаружив фигуру маленькой девочки во время расчистки картины из коллекции Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе, специалисты пришли к выводу, что три портрета из разных собраний когда-то были частями одного большого полотна.

На выставке «Портреты Франса Халса. Воссоединение семейства» в Музее искусств Толидо (до 6 января) представлены два произведения, которые уже давно считаются частями одной картины: «Портрет семейства ван Кампен в пейзаже» (около 1623–1625) из коллекции самого огайского музея и недавно отреставрированное и переименованное в «Дети семьи ван Кампен с запряженной козой» полотно из брюссельского музея, а вдобавок — «Голова мальчика», портрет более скромных размеров из частной коллекции.

Ученые полагают, что картины разлучили в начале XIX века. Толидское полотно, изображающее родителей и семерых из их 14 детей (в том числе младенца, которого позднее добавил художник Саломон де Брай), и брюссельский холст с тремя (с половиной) детьми были выставлены на продажу в 1810 году как два отдельных произведения.

Старший куратор отдела европейской и американской живописи и скульптуры Музея искусств Толидо Лоуренс Николс, организовавший выставку совместно с куратором нидерландской живописи XVII века Королевских музеев изящных искусств Бельгии Лизбет Де Бели, говорит, что к разделению композиции могло привести повреждение оригинальной картины. Большие срезы по краям «Головы мальчика» и потертости, обнаруженные в нижней части брюссельского полотна, могут свидетельствовать о том, что она некоторое время простояла в воде.

Реставрация брюссельской картины велась с 2011 по 2016 год под руководством Де Бели и независимого реставратора Катерины ван Херк. Макрорентгенофлуоресцентное сканирование подтвердило наличие позднейших записей, добавленных уже после смерти Халса. Получив результаты анализа поперечного среза красочного слоя, картину решили расчистить. Так реставраторы открыли в правом верхнем углу нечто «совершенно ошеломительное». «Это был глаз!» — рассказывает Николс. В дальнейшем оказалось, что под слоем записей была скрыта половина фигуры девочки, повернувшейся к кому-то слева от себя. А зацепкой, связавшей ее с «Головой мальчика», стал кружевной воротник девочки, идентичный изображенному рядом с плечом мальчика. Это подтвердило давнюю версию искусствоведа Клауса Гримма о связи между тремя произведениями. Кроме того, расчистка брюссельской картины обнаружила юбки двух фигур с работы из Толидо. Вместе с тремя полотнами на выставке представлены изображения, связанные с реставрацией брюссельской картины, а также реконструкция, демонстрирующая, как мог выглядеть изначальный групповой портрет. Кроме того, здесь показаны еще три семейных и один свадебный портрет кисти Халса.

После Толидо выставка отправится в Брюссель, в Королевские музеи изящных искусств (2 февраля — 28 апреля), а затем в парижскую Коллекцию Фрица Люгта.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+