18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

От агитационного лубка до пророческих видений: трагедия «Великой войны» глазами художников

Русский музей одним из первых среди отечественных музеев откликнулся на 100-летний юбилей Первой мировой.

Историческая выставка в художественном музее всегда риск. Делать проект, посвященный трагедии планетарных масштабов, — риск вдвойне. Русский музей смело вступил в бой с правдой жизни за правду искусства, решив показать юбилейный проект Первая мировая война. 1914–1918, созданный в основном из собственного собрания живописи, рисунков и печатной графики того времени. Задачу музейщиков отчасти облегчает тот факт, что мы находимся в сложном процессе переоценки «Великой войны», как ее теперь снова стали называть, вспомнив определение 100-летней давности. Сложным по той причине, что не получится напрочь отвергнуть все советские трактовки «империалистической» войны и заменить их войной «патриотической», про игранной исключительно по вине злокозненных большевиков.

Кроме того, невозможно рассматривать произведения, созданные во время Первой мировой и ей посвященные, вне контекста всего, что произошло в ХХ веке: мировая война — это всегда запредельные ужасы, смерть и страдания миллионов людей. И в этом контексте неоклассицистические портреты офицеров Василия Шухаева, рисунок Павла Филонова Мотоциклисты старой армии, не говоря уже о шапкозакидательных лубках Казимира Малевича и Владимира Маяковского, интересны более исследователям этих художников, чем широкой публике и тем более военным историкам.Иное дело, альбомы Наталии Гончаровой Война. Мистические образы войны и Ольги Розановой Война с текстами Алексея Крученых, которые потрясают своими пророческими предвидениями. Альбомы эти неоднократно выставлялись, но именно здесь они станут смысловым центром выставки. Достаточно назвать листы Братская могила; Ангелы и аэропланы; Град обреченный Гончаровой или На смерть; Битва в трех сферах (на суше, на море и в воздухе); Во время расстрелаРозановой. С этими двумя альбомами рифмуется и витебская серия 1914 года Марка Шагала — портрет прифронтового города: много военных, носилики, на которых несут раненого, люди, запасающие продукты.

Эпиграфом к выставке, где будет около 250 произведений (помимо упомянутых художников, картины и рисунки Кузьмы Петрова-Водкина, Николая Рериха, Павла Филонова, карикатуры Николая Ремизова (Ре-Ми), плакаты Константина Коровина, Леонида Пастернака, Абрама Архипова и других), Русский музей беспроигрышно выбрал картину Павла Филонова Пир королей — метафорический портрет национальных лидеров, затеявших передел мира. В качестве постскриптума просится также филоновское Перерождение интеллигента (Перерождение человека). Первая картина относится к 1913 году, вторая — к 1915-му. Через год после начала Великой войны эйфорические надежды на быструю победу исчезли во всех странах — участниках мировой бойни. К этому времени в России прекращают печатать лубки. Из дательства, работавшие на их тиражирование, закрываются. После октября 1917 года наступает уже другая эпоха.
Государственный Русский музей
Первая мировая война. 1914–1918

Санкт-Петерб ург
4 июня — 11 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+