18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

На ВДНХ обнаружили постройку Эль Лисицкого

Рекламная установка, созданная великим авангардистом в 1939 году, была опознана в сооружении поблизости от павильона «Рыболовство»

Декоративная башня-колонна, установленная на территории ВДНХ, в начале ноября 2018 года была идентифицирована искусствоведами как произведение Эль Лисицкого. По сообщению пресс-службы ВДНХ, эта находка уникальна: ранее считалось, что до наших дней уцелела лишь одна архитектурная работа Лисицкого — типография журнала «Огонек» 1932 года в Самотечном переулке в Москве. 

Башня изначально являлась рекламной установкой Союзпищепромрекламы (скорее всего, Главконсерва). Она была возведена в 1939 году рядом с павильонами «Прудовое хозяйство», «Рыбное хозяйство» и рыбопитомниками. Поставленная у входа в рыбопитомники, башня служила вышкой-указателем к этим павильонам. 

Атрибуция постройки произошла благодаря работе искусствоведов, занимающихся изучением творчества Лисицкого и историей ВДНХ. Татьяна Горячева, специалист по искусству авангарда и куратор недавних выставок Эль Лисицкого, обратилась к историку ВСХВ-ВДНХ Александру Зиновьеву по поводу серии эскизов оформления ВСХВ, изучением которых она занималась. К удивлению обоих исследователей, в нескольких набросках Лисицкого Зиновьев смог опознать построенное и, главное, дошедшее до наших дней сооружение.

«Значение этого открытия трудно переоценить как для изучения творческого наследия Лисицкого, так и для истории ВСХВ… — рассказывает Татьяна Горячева. — Теперь мы знаем о еще одной постройке, и она нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла».

За прошедшие годы сооружение было перестроено. Изначально оно представляло собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Наверху были установлены шар-скафандр и два металлических карпа. В 1951–1954 годах, когда выставка реконструировалась, силуэты карпов были заменены на металлического осетра (возможно, также выполненного по наброску Лисицкого). К настоящему времени все навершия исчезли.

Над оформлением ВСХВ Лисицкий работал в 1935–1939 годах, создав ряд проектов планировки и декорации павильонов, которые прежде считались неосуществленными или утраченными. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+