18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Предаукционная выставка Christie’s в Москве: Айвазовский, Репин и кролик с секретом

Избранные лоты русских торгов показывают в офисе Christie’s. Они будут проданы в Лондоне в конце ноября

«Русская неделя» в Лондоне по традиции начинается с торгов Christie’s: в этом году они пройдут 26 ноября. По этому случаю аукционный дом привез в Москву небольшую подборку декоративно-прикладного искусства и живописи. В числе топ-лотов — идиллический «Закат в Венеции» Ивана Айвазовского за £400–600 тыс. Чего-то подобного и следовало ожидать — какие же русские торги без Айвазовского! Один из главных сюрпризов выставки — парные картины Василия Шухаева: автопортрет и портрет жены, созданные в эмиграции в начале 1920-х годов. Оба написаны на дереве, в подражание старым мастерам. Особенно тщательно стилизован под шедевры Северного Возрождения портрет жены Веры: иллюзию старины создают темный фон, поворот головы в три четверти, подчеркнуто «несовременные» покрой платья и прическа модели. Местонахождение автопортрета, хорошо известного по публикациям в монографиях и каталогах, долгое время оставалось неизвестным. Ларчик открывался просто: в 1922 году художник подарил картину своей парижской знакомой Ашхен (Ашени) Меликовой. Об этом свидетельствует дарственная надпись «Милой Ашенъ» прямо на лицевой стороне портрета. В семье Меликовой обе картины хранились до наших дней. Владельцы решили не разлучать мужа с женой и выставляют их на торги одним лотом (эстимейт £300–500 тыс.).

Есть на выставке и еще один портрет жены и музы — кисти самого Ильи Репина (эстимейт £150–200 тыс.). Первая жена художника Вера Алексеевна фигурирует на многих его картинах, одна из которых, «Отдых», находится в коллекции Третьяковской галереи. По-видимому, выставленный на торги портрет был написан незадолго до «Отдыха», в 1882-м. На обеих картинах модель не смотрит на зрителя — ход для того времени почти революционный.

Еще один раритет, впервые появляющийся на рынке, — семейный альбом дочери Николая I великой княжны Ольги Николаевны, в замужестве королевы вюртембергской. Уезжая из России в 1846 году, она увезла с собой альбом с портретами близких людей — родственников, подруг и учителей. 13 из них — подлинные акварели Владимира Гау, остальные 15 — фотографии, в то время наимоднейшая новинка. Все это время альбом хранился в семье наследников королевской четы (прямых потомков у них не было), переходя от одного поколения к другому. «Впервые я увидел его еще 25 лет назад, но тогда владельцы отказывались его продавать», — рассказал на открытии выставки глава отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен. Но в итоге все-таки решили расстаться с семейной реликвией. Эксперты аукционного дома предварительно оценили ее в £80–120 тыс.

Есть на московской выставке и декоративно-прикладное искусство. В витрине с изделиями «Фаберже» над часами и портсигарами гордо возвышается серебряный кролик — подарочный кувшин. Чтобы налить что-нибудь из него, нужно откинуть кроличью голову назад. Если внутри окажется красное вино, зрелище получится жутковатое: будто несчастному зверьку перерезали горло и оттуда потоком льется кровь. Эксперты Christie’s обнаружили на горлышке надпись на французском: «Архангельское, 6 июля 1894 года», — и заключили, что кувшин когда-то был подарен одному из князей Юсуповых — либо отцу, либо сыну, вошедшему в историю как убийца Распутина. Оба носили имя Феликс и отмечали именины 6 июля. Эстимейт удивительного объекта — £30–40 тыс. Самый дорогой предмет торгов — огромная фарфоровая ваза с портретом австрийского императора Франца I, предварительно оцененная в £800–1200 тыс., до Москвы не доехала, что, учитывая ее размеры, неудивительно. К сожалению, не вошла в московскую экспозицию и подборка из 30 графических работ Льва Бакста, выставленных на продажу его наследниками, — от эскизов декораций до набросков дамских шляпок. Самый ценный лот, эскиз декораций к дягилевскому балету «Дафнис и Хлоя», имеет эстимейт £180–220 тыс.

Романов пер., д. 2/6, стр. 13

Выставка открыта с 8 до 10 ноября.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+