«Русская неделя» в Лондоне: кому достанется девушка Дейнеки?

Фото: Sotheby‘s
Фото: Sotheby‘s

По плану неделя аукционов русского искусства в Лондоне должна быть еще более блистательной, чем обычно. «Русскую неделю» включили в список событий Года культуры России в Великобритании наравне с крупнейшими выставками Театральный дизайн русского авангарда в Музее Виктории и Альберта, Бубновый валет в галерее Института Курто, Казимир Малевич и русский авангард в Тейт Модерн, а, так как ближайшая по времени из этих выставок начнется только в середине июля, июньские аукционы Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams буквально открывают программу Года культуры. Однако «изменение геополитической обстановки», присоединение Крыма и события на Украине подпорти ли праздник: все дома, за исключением MacDougall’s, отменили свои предаукционные выставки в Москве, проходившие обычно с большой помпой; MacDougall’s обошелся всего десятком работ. Официальная причина — страховщики сочли риски по ввозу дорогостоящих произведений искусства в РФ чрезмерными. Летние и зимние аукционы четырех домов в Лондоне были и, несомненно, будут в ближайшие годы основополагающими событиями для рынка русского искусства. В Нью-Йорке крупнейшие дома сейчас продают только декоративно-прикладное искусство и иконы; рынок в Москве крохотен и в том, что касается живописи, вторичен по отношению к Лондону: топ-лоты московских живописных торгов почти неизменно оказываются купленными до того в Лондоне.

Объем лондонских русских торгов не особо меняется, колеблясь в районе чуть выше £100 млн. В 2010 году на аукционах четырех домов было совершено сделок на £120 млн, в 2011‑м — на £125 млн, в 2012 году — на £92 млн, в 2013 году — снова на £120 млн (с учетом двух крупных доаукционных продаж на Sotheby’s), а это примерно 0,3% оборота мирового арт-рынка за прошлый год, то есть неуловимо мало. Однако для тех, кто продает и покупает русскую живопись XIX — первой половины ХХ века, эти цифры значат очень много. Где продавать и что покупать, во сколько оценивать и сколько платить — тенденции формируются именно в Лондоне. Какими будут предстоящие торги, предсказать трудно: слишком много неизвестных (кое-какие топ-лоты аукционные дома будут анонсировать в последний момент; украинским покупателям — их было не очень много, а все же на картину они влияли — сейчас явно не до искусства; кто-тне приедет вовсе и будет торговаться по телефону). Вокруг русского искусства в Лондоне могут случиться политические скандалы, первой держать удар придется выставке живописи Виктора Попкова, которую Арт-фонд семьи Филатовых открыл в лондонском Сомерсет-Хаусе 22 мая. В то же время эксперты арт-рынка в один голос твердят, что ни политические, ни даже экономические кризисы на цену искусства особо не влияют. Так что пока остается лишь сравнивать прелести главных картин, приготовленных четырьмя ведущими аукционными домами.

Sotheby’s

Sotheby’s давно и прочно лидирует по оборотам русского искусства, проводит солидные вечерние торги и отдельные торги современного искусства. Сенсацией послед ней «русской недели» в Лондоне были два полотна, Петра Кончаловского и Роберта Фалька, сначала выставленные на торги, но за несколько дней до них проданные частным образом за общую сумму, повидимому приближающуюся к £10 млн, а также успешный аукцион Современный Восток и увеличение числа новых покупателей. Которых, по статистике Sotheby’s, на прошедших торгах было до 30%.

В нынешнем сезоне у Sotheby’s все шансы остаться в лидерах и поставить рекорд всей «русской недели». Во-первых, в вечерние торги будет включено 22 работы, живопись и графика, соцреалистов, да не простых, а самых лучших, бывших ОСТовцев — Дейнеки, Пименова, Нисского. Все вещи довольно поздние, послевоенные, но качества отменного; к тому же в Москве сейчас как минимум две крупнейшие частные институции охотятся именно за такой живописью. Девушка-дизайнер с картины Юный конструктор Александра Дейнеки (1966, вверху), в стильном платье в полоску (надо понимать, собственной модели), с линейками и лекалами — femme fatale нового советского общества. Картина оценена в £2–3 млн, и страшно предсказать, насколько она подорожает в процессе торга. Не менее прекрасен в своем роде и Георгий Нисский с полотном Над снежными полями 1964 года: во тьме над просторами Родины мчится стремительной серебряной черточкой истребитель (эстимейт £500–700 тыс.). А картина Юрия Пименова Воспоминание о военных пайках (1963) полна свойственной этому художнику сентиментальной мягкости и живописности (£500–700 тыс.).

Очень сильным оказался на Sotheby’s и раздел авангарда. Достаточно того, что будет продаваться Голова крестьянина Казимира Малевича из числа тех работ, которые художник, возвращаясь в 1927 году в СССР, подарил или оставил своему другу немецкому архитектору Хуго Херингу. Часть полотен Херинг потом передал Музей Стеделейк (часть из этой части была возвращена наследникам художника и продана на Sotheby’s в 2008 году). Конечно, гуашевой голове далеко до Супрематической композиции за $60 млн, однако своих £600–800 тыс. она вполне стоит. В £0,8–1,2 млн оценено примитивистское полотно Михаила Ларионова с пекарями, замешивающими тесто. Провенанс у него лучше не бывает — это из тех картин, что в 1913 году были опубликованы Эли Эганбюри (Ильей Зданевичем) в самой первой книжке о Михаиле Ларионове и Наталии Гончаровой.

Кроме того, на сей раз Sotheby’s устраивает еще дополнительные торги, полностью посвященные советскому фарфору.

Christie’s

Аукционный дом Christie’s проводит свою политику формирования торгов:  лотов немного (обычно все они укладываются в один том каталога, против двух-трех у Sotheby’s и MacDougall’s), присутствуют подборки работ художников, которых нет у других домов (Ивана Похитонова, Марии Якунчиковой и Сергея Чехонина), плюс несколько топ-лотов , эстимейты нарочито невысоки. В результате — многократное повышение цен на избранные вещи и стабильно самый высокий уход лотов, 70–75%. Прошлой осенью именно на торгах Christie’s был поставлен аукционный рекорд «русской недели» — £4,1 млн за Купальщиц Ильи Машкова.

Среди анонсированных топлотов — два Василия Верещагина, монументальная Жемчужная мечеть в Агре (£1–1,5 млн) и небольшой Притвор церкви XVII века в Ярославле (£300–500 тыс.); оба полотна участвовали в 1888–1891 годах в большой передвижной выставке художника в США. Кажется, отличные перспективы имеет картина Александра Головина Семинарист Троице-Сергиевой Лавры, экспонировавшаяся в 1899 году на выставке «Мира искусства»: декоративная, яркая и сочная, хорошего размера, даже и без недавно открывшейся персональной выставки художника в ГТГ работа, несомненно, превысила бы эстимейт в £150–200 тыс.

Далее. На торгах Christie’s не может не быть работ Ивана Айвазовского, причем они обычно «императорские», — так и сейчас это небольшой холст Александр II, едущий по льду Невы, оцененный в £300–500 тыс. Кроме того, обещаны несколько работ Николая Рериха, все как на подбор облачно-горные (самая дорогая — £250–300 тыс.). Но центром торгов, скорее всего, будет полотно Аристарха Лентулова Пейзаж с мостом. Кисловодск, вынесенное на обложку каталога и оцененноев £1,5–2,5 млн: картина написана в 1913 году и относится к самому лучшему циклу картин, где кубофутуризм использует мотив русского храма. Впервые за обозримый период на публичных торгах появятся также работы величайшего русского портретиста рубежа XVIII–XIX веков Владимира Боровиковского, все они происходят из коллекции князя Ивана Оболенского (скульптурную часть коллекции Christie’s уже предлагал на торгах в НьюЙорке). Ничего, подобного портрету графа Кушелева с детьми, кроме как в Третьяковской галерее или Русскоммузее, не увидеть; наверное, именно отсутствие прецедентов и заставило Christie’s выставить такой несоразмерно низкий эстимейт, £50–70 тыс.

MacDougall’s

Стратегия аукционного дома MacDougall’s в последние годы в основном была направлена на создание объемных аукционных коллекций живописи и графики, куда прикреплялся бы большой раздел нонконформистов плюс значительное присутствие «вторых» и «новых» имен. Такой расчет поначалу приносил свои плоды: в 2010 году MacDougall’s едва не догнал по суммарным лондонским продажам Christie’s. Однако в 2012-м и в первой половине 2013 года обороты стали падать, уход лотов сократился до 40%. Поэтому прошлой осенью MacDougall’s вернулся к более классической схеме: было сокращено общее количество лотов, преобладало «коллекционерское» русское искусство XIX века, появился полноценный раздел прикладного искусства.

На момент сдачи номера MacDougall’s предлагал одну из самых примечательных и дорогих работ всей предстоящей «русской недели» — Восточный город. Бухара Павла Кузнецова (эстимейт £1,9–3 млн) из «киргизской сюиты» начала 1910-х, многократно выставлявшийся и воспроизведенный. Еще одна примечательная картина — Мальчик с картузом Роберта Фалька, ранняя работа бубнововалетского периода. У полотна удивительная история: спустя три десятилетия художник разрезал его и написал на одном куске Портрет рыбака, на другом Полевые цветы; оба фрагмента встретились совсем недавно в Научно-исследовательской независимой экспертизе им. П. М. Третьякова и теперь объединены. Одна ранняя работа Фалька ныне стоит неизмеримо дороже, чем две поздние, и Мальчик с картузом оценен в £0,8–1,2 млн. Всего же на эти торги будет предложено более 500 лотов с общим эстимейтом в £20 млн.

Bonhams

В последние годы аукционы русского искусства Bonhams делаются все успешнее, качество работ на торгах постепенно выравнивается, появляется все больше хороших «первых» имен. Однако пока что рекордные суммы на торгах (и как следствие, сравнимые с итогами других домов обороты) дают отдельные уникальные лоты, которые иногда появляются именно у Bonhams. Как пример — прошлым летом здесь за £7,9 млн было продано полотно Николая Рериха Труды Богородицы, что по сей день является самым дорогим произведением русских торгов. На ближайший аукцион Bonhams опять анонсировал лучшую работу Рериха этой «русской недели», масштабную темперу Дымы мира, некогда перекочевавшую из музея Рериха в Нью-Йорке в коллекцию Хорша (эстимейт £0,8–1,2 млн). Цены на Рериха с трудом подчиняются анализу; многие его коллекционеры почитают все, им созданное, как святыню, а в таких случаях торг не уместен. Правда, на данный момент «рерихистов» стало на одного меньше: Борис Булочник, председатель правления «Мастербанка», у которого отозвана лицензия, вряд ли решится принимать участие в торгах. На аукционе Bonhams найдется и другая русская «классика». Например, большой Натюрморт с фруктами и цветами Владимира Баранова-Россине (1910–1915); он, правда, кажется слегка переоцененным (£700–900 тыс.). Зато в скромные £130–150 тыс. оценен холст Обнаженная мужская фигура, за которую в 1853 году молодой художник Николай Ге был отмечен серебряной медалью первого класса. Как обычно, аукционный дом предлагает крепкий раздел ДПИ, его возглавляет Ландыш фирмы Фаберже (£200–300 тыс.) и большая коллекция стекла Императорского стеклянного завода.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+