18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

И ножницами можно накроить настоящих шедевров. По крайней мере Анри Матиссу это удавалось

В Тейт Модерн впервые собрали все вырезанные из бумаги композиции классика ХХ века.

На подготовку выставки, посвященной декупажам(композициям из вырезанных и раскрашенных фрагментов бумаги) Матисса ушло более пяти лет. Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке прислал на нее целых 120 произведений в этой технике, в которой Матисс работал последние 13 лет своей жизни. Вместе они собраны в Тейт впервые после того, как были сфотографированы на стене студии художника в Ницце в 1953 году. Причем редкий случай, когда и музеи, и коллекционеры охотно откликнулись, радуясь возможности, по словам куратора Николаса Каллинана, увидеть их «собранными в одном месте в первый и, возможно, в последний раз». Экспозиция, в частности, включает большую группу Голубых обнаженных и впервые вывезенную за пределы Франции книгу Джаз (1947) , для которой они были заказаны: 20 печатных листов из лимитированного книж ного издания и оригиналы самого Матисса. Есть и крупноформатные работы — Воспоминание об Океании из МоМА и 10-метровая Большая композиция с масками из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Рядом — Улитка, хранящаяся в галерее Тейт (любимое произведение директора Тейт Модерн Николаса Сероты, ради этой выставки взявшего на себя роль сокуратора, что он делает редко).

То, что удалось собрать все декупажи Матисса, стало возможным и благодаря новейшим возможностям транспортировки. МоМА пытался заполучить Улитку для ретроспективы Матисса в 1992 году, но тогда не позволили ее размеры. Теперь она, наконец, пересекла Атлантику.

К технике декупажа 72-летний Матисс обратился вынужденно, после тяжелой операции в 1941 году оказавшись прикованным к постели и вместо карандаша или кисти взявшего в руки ножницы. Впервые эту технику он использовал при создании эскизов костюмов для «Русского балета» в начале ХХ века и для панно Танец, созданного по заказу миллионера Альберта Бернса в 1932–1933 годах. Теперь же она позволяла ему быстро создавать макеты для книг и журналов.

Особенно в большом количестве Матисс стал делать декупажи в 1950-х годах, приступив к большим полуабстрактным композициям. Его ассистенты раскрашивали листы бумаги, из которой художник затем вырезал фигуры и прикалывал их к стенам студии. Несмотря на скорость, с которой они появлялись, фигурызатем менялись местами на протяжении нескольких месяцев. Все это происходило в той же комнате, в которой Матисс находился постоянно, и постепенно она стала превращаться в тотальную инсталляцию. При жизни мэтра большинство критиков отдавали предпочтение его живописи, не воспринимая слишком серьезно его декупажи. Теперь же, на лондонской выставке, их впервые представили как кульминацию всего творчества мастера. Николас Каллинан считает, что именно они синтезировали «все составляющие его творчества… цвет, линию, формы, опередив свое время».
Тейт Модерн
Анри Матисс. Декупажи

Лондон
До 7 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+