18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

И ножницами можно накроить настоящих шедевров. По крайней мере Анри Матиссу это удавалось

В Тейт Модерн впервые собрали все вырезанные из бумаги композиции классика ХХ века.

На подготовку выставки, посвященной декупажам(композициям из вырезанных и раскрашенных фрагментов бумаги) Матисса ушло более пяти лет. Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке прислал на нее целых 120 произведений в этой технике, в которой Матисс работал последние 13 лет своей жизни. Вместе они собраны в Тейт впервые после того, как были сфотографированы на стене студии художника в Ницце в 1953 году. Причем редкий случай, когда и музеи, и коллекционеры охотно откликнулись, радуясь возможности, по словам куратора Николаса Каллинана, увидеть их «собранными в одном месте в первый и, возможно, в последний раз». Экспозиция, в частности, включает большую группу Голубых обнаженных и впервые вывезенную за пределы Франции книгу Джаз (1947) , для которой они были заказаны: 20 печатных листов из лимитированного книж ного издания и оригиналы самого Матисса. Есть и крупноформатные работы — Воспоминание об Океании из МоМА и 10-метровая Большая композиция с масками из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Рядом — Улитка, хранящаяся в галерее Тейт (любимое произведение директора Тейт Модерн Николаса Сероты, ради этой выставки взявшего на себя роль сокуратора, что он делает редко).

То, что удалось собрать все декупажи Матисса, стало возможным и благодаря новейшим возможностям транспортировки. МоМА пытался заполучить Улитку для ретроспективы Матисса в 1992 году, но тогда не позволили ее размеры. Теперь она, наконец, пересекла Атлантику.

К технике декупажа 72-летний Матисс обратился вынужденно, после тяжелой операции в 1941 году оказавшись прикованным к постели и вместо карандаша или кисти взявшего в руки ножницы. Впервые эту технику он использовал при создании эскизов костюмов для «Русского балета» в начале ХХ века и для панно Танец, созданного по заказу миллионера Альберта Бернса в 1932–1933 годах. Теперь же она позволяла ему быстро создавать макеты для книг и журналов.

Особенно в большом количестве Матисс стал делать декупажи в 1950-х годах, приступив к большим полуабстрактным композициям. Его ассистенты раскрашивали листы бумаги, из которой художник затем вырезал фигуры и прикалывал их к стенам студии. Несмотря на скорость, с которой они появлялись, фигурызатем менялись местами на протяжении нескольких месяцев. Все это происходило в той же комнате, в которой Матисс находился постоянно, и постепенно она стала превращаться в тотальную инсталляцию. При жизни мэтра большинство критиков отдавали предпочтение его живописи, не воспринимая слишком серьезно его декупажи. Теперь же, на лондонской выставке, их впервые представили как кульминацию всего творчества мастера. Николас Каллинан считает, что именно они синтезировали «все составляющие его творчества… цвет, линию, формы, опередив свое время».
Тейт Модерн
Анри Матисс. Декупажи

Лондон
До 7 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+