18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Японское панно с изображением дракона вернулось к бостонской публике после 20 лет реставрации

Необычная 11-метровая 8-частная картина, написанная живописцем периода Эдо Сога Шохаку (1730–1781) и уже вдохновившая многих современных японских художников, включая Такаси Мураками и Таданори Йоко, отправилась на выставку в Бостон — в первый раз более чем за 20 лет — после долгой реставрации и исключительно успешного турне по Японии. Дракон и облака 1763 года демонстрируется вместе с четырьмя другими работами мастера из Киото в Музее изобразительных искусств Бостона (Возвращение Дракона. «Дракон и облака» Шохаку, до 6 июля).

Во время длившихся пять лет реставрационных работ картины были вновь установлены на основу, подобную тем, что используются в раздвижных дверях (фусума). Именно на таких произведения находились первоначально, возможно в дзенском храме в районе современной Осаки. До настоящего времени вещи сохраняли монтировку, с которой поступили в музей в 1911 году в составе крупного дара — коллекции японского искусства, собранной американским доктором и коллекционером произведений искусства Уильямом Стерджисом Бигелоу.

Музейный реставратор японских картин Филип Мередит рассказывает, что Бигелоу приобрел эти работы в Стране восходящего солнца в 1880-е годы. Влияние буддистских храмов в этот период, после того как император провозгласил национальной религией синтоизм, ослабло; многие из них были закрыты, а имевшиеся в них культовые предметы — перевезены в другие здания или отправлены на рынок. «Бигелоу и его коллега, энтузиаст японского искусства, а также крупный даритель Бостонского музея Эрнест Феноллоза оказались в Японии в то критическое время, когда произведения меняли владельцев вместе с ликвидацией самурайских и храмовых коллекций, — объясняет Энн Нишимура-Морзе, главный хранитель коллекции японского искусства музея. — Это, должно быть, подтолкнуло их перевезти работы в Бостон — с той целью, чтобы люди могли ближе познакомиться с историей японской живописи».

Мередит и его коллеги, среди которых были и два японских реставратора, отправившиеся в Бостон специально для осуществления проекта, подготовили деревянную решетку, подобную оригинальной основе, используемой в Японии, заменили подложку картин и обработали места старой реставрации. «Особенность азиатской живописи в том, что она обычно создается на бумаге или шелке и на что-то крепится, например в виде свитка или ширмы, что отличает ее от западных картин, которые чаще пишутся на холсте или доске и вставляются в раму, — говорит Мередит, объясняя, что его работа часто требует реставрировать и несущую конструкцию, и саму картину. — Это похоже на 200-летнюю книгу, переплет которой начинает со временем рассыпаться».

Реставраторы нашли прямую связь Дракона с другой работой Шохаку из коллекции музея: это Ястреб, написанный около 1763 года в более традиционном стиле. Исследуя слои краски в местах старой реставрации Дракона и облаков, они обнаружили, что утраченные фрагменты Ястреба использовались, чтобы залатать живопись Дракона. «Вы можете разглядеть кусочки с изображением травы и камней с панелей Ястреба, которые никак не стыкуются с волнами живописи Дракона», — объясняет Мередит. Сейчас обе работы экспонируются вместе. В Бостонском музее есть крупнейшая в мире коллекция работ Шохаку и его круга. Его манера находит отклик у современных зрителей, считает Нишимура-Морзе. «Хотя сегодня он стал знаменит, его не очень-то коллекционировали в Японии XIX века, — говорит она. — Он берет привычные мотивы, скажем дракона, и изображает их в причудливом, юмористическом ключе».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+