18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Картину, созданную искусственным интеллектом, впервые продали на аукционе

«Портрет Эдмона Белами» куплен на Christie’s за $432,5 тыс., в 45 раз дороже, чем предполагалось

Алгоритм, создавший картину, придуман группой ученых (Хьюго Каселлес-Дюпре, Пьер Фотрель и Готье Вернье), базирующихся в Париже и называющих себя Obvious («Очевидный»). Он описывается сложной формулой и основан на состязании двух нейросетей: «производителя» (генератор) и «различителя» (дискриминатор). «Алгоритм состоит из двух частей, — разъяснил перед торгами Christie’s один из ученых, Хьюго Каселлес-Дюпре. — С одной стороны — генератор, с другой — дискриминатор. Мы дали системе базу данных из 15 тыс. портретов, написанных в период между XIV и XX веками. Генератор создавал новое изображение на основе этих данных, а дискриминатор пытался определить разницу между изображением, созданным человеком, и тем, что сотворил генератор. Цель в том, чтобы обмануть дискриминатор, чтобы он принял новые образы за реальные портреты».

Глядя на «Портрет Эдмона Белами», хочется предложить обеим частям искусственного интеллекта потренироваться еще. Изображение модели на картине странно смещено вверх, черты лица расплываются, и в целом все гораздо больше напоминает концептуальное произведение современного искусства, пародирующее классическую живопись (например, как у Гленна Брауна). Теми же особенностями обладают все портреты, созданные алгоритмом Obvious, — а их уже немало, и они объединены в подобие семьи для выдуманной модели, Эдмона Белами. «Мы проделали некоторую работу с базой обнаженных моделей и пейзажей, — говорит Касселес-Дюпре, — и подкармливали алгоритмы множеством других работ известных художников. Но обнаружили, что портреты лучше всего иллюстрируют нашу точку зрения, которая заключается в том, что алгоритмы способны подражать художественному творчеству».

В этом направлении работают не только парижские ученые. Ахмед Эльгаммал, директор Лаборатории искусства и искусственного интеллекта в Университете Ратгерса в Нью-Джерси, ставит эксперименты с другой системой, запрограммированной на производство нового, отличного от того, что она видит в базе данных, которая состоит из разнообразных картин, созданных начиная с XIV века. Интересно, что этот алгоритм продуцирует много абстракций. «Я думаю, это потому, — говорит исследователь, — что алгоритм понял, что искусство развивается по определенной траектории. Если он хочет создать что-то новое, он не может вернуться к фигуративной живописи, как было в искусстве до ХХ века. Искусственный интеллект осознал, что находит больше возможностей, когда стремится к абстракции — вот где есть место для новизны».

«Портрет Эдмона Белами» был предварительно оценен в $7–10 тыс., но после ожесточенного торга на аукционе в категории «Тиражные работы» подорожал до $432,5 тыс., что, несомненно, указывает на интерес человечества к произведениям машин. Но вопрос о том, можно ли считать такие картины настоящим искусством, остается открытым.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+