18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Суд отказался ликвидировать Санкт-Петербургский союз художников

Художники уверяют, что ставшие основанием для иска Минюста нарушения уже устранены: расторгнуты сомнительные договоры аренды, составлены отчеты, а в устав общественной организации внесены необходимые изменения

Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга отказал в иске городскому управлению Министерства юстиции России о ликвидации общественной организации «Санкт-Петербургский союз художников» (СХ СПб). По мнению истца, нарушения, выявленные в ходе длительной проверки деятельности Союза художников, являются неоднократными, грубыми и неустранимыми и ликвидация организации — единственный вариант разрешения этой ситуации.

На заседании в суде были перечислены все эти множественные, с точки зрения Минюста, нарушения устава СХ СПб. В первую очередь речь идет о незаконном ведении предпринимательской деятельности, главным образом о передаче в аренду имущества союза, в том числе полученного от городских властей на льготных условиях под творческие мастерские для художников. Одна из основных претензий Минюста заключается в том, что СХ СПб как сугубо местная организация не имел права участвовать в межрегиональных и международных мероприятиях. Обнаружило министерство и многочисленные нарушения прав членов союза, прежде всего не имеющих гражданства РФ (в частности, членские взносы с них взимались за пять лет вперед). Все эти нарушения, по мнению чиновников, являются слишком грубыми и неустранимыми и наказание за них может быть только одно — ликвидация. 

Следствием ликвидации Союза художников станет в первую очередь потеря всех творческих мастерских, а в организации зарегистрировано 4065 членов. Все они останутся без мастерских и, как следствие, без возможности нормального заработка. Эта перспектива вызвала бурю возмущения среди художников. Они обратились с петицией о защите своих прав в адрес исполняющего обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслава Макарова. 

По мнению адвоката СХ СПб Алексея Щеглова, большая часть претензий Минюста обусловлена тем, что такое понятие, как «деятельность общественной организации», не определено нормативными актами. «Если Союз художников закупил партию красок и холстов в Архангельске или в Хабаровске — это будет считаться деятельностью за пределами территории, это нарушает принцип территориальности? — приводит пример адвокат. — Законодательство на этот вопрос не дает ответа».

Как считает Алексей Щеглов, министерская проверка носила формальный и прямолинейный характер. Например, ведомство заявляет, что сдача в аренду помещений не допускается уставом союза, хотя в документе есть специальный пункт «Участие в строительстве, реконструкции и аренде», следовательно, этот вид деятельности не нарушает устава. Указаны в уставе и такие виды деятельности, как «содействие расширению межрегиональных и международных связей и контактов, творческих и коммерческих, участие в международных творческих объединениях». Конечно, СХ СПб не может проводить свои мероприятия в других регионах, но как приглашенный участник имеет право участвовать. Не определены, по мнению защиты, и «негативные последствия» деятельности союза, о которых говорится в иске Минюста, при этом ни одного примера негативных последствий истцом не приведено. 

Но больше всего защиту удивило то, что ведомство не сделало ни одного предупреждения в адрес СХ СПб, а сразу потребовало ликвидировать организацию.

«Это все равно что наказывать отсечением головы за переход улицы на красный свет! — говорит Алексей Щеглов. — Международную конфедерацию союзов художников, прежде чем подать на нее в суд, Минюст дважды предупреждал и давал время на исправление нарушений. А Петербургский союз художников пытаются сходу ликвидировать, не дав ни одного шанса!»

Сейчас, как рассказал Андрей Базанов, председатель СХ СПб с апреля этого года, многие претензии Минюста, ставшие основанием для иска, уже исключены: расторгнуты сомнительные договоры аренды, составлены все отчеты, в устав внесены некоторые изменения. «Значительная часть этих нарушений случилась в правление предыдущих председателей, мы сейчас пытаемся исправить положение, — сообщил Базанов, — и надеемся, что Союз художников удастся сохранить». 

Санкт-Петербургский союз художников занимает дом № 38 по Большой Морской улице, известный с 1877 года как здание, принадлежавшее Императорскому обществу поощрения художеств, основанному в 1820 году. Его стипендиатами в разные годы были Карл Брюллов, Александр Иванов, Петр Клодт, Тарас Шевченко, многие другие выдающиеся художники. С 1917 года Императорское общество поощрения художеств преобразовали во Всероссийское, которое функционировало здесь до 1932 года. Тогда же была создана новая структура — Союз художников, первым секретарем его был назначен Кузьма Петров-Водкин. Здание на Большой Морской и тогда, и после распада СССР принадлежало Союзу художников.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+