18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия Марселя Дюшана присуждена при участии французской The Art Newspaper

В Центре Помпиду художнику Клеману Кожитору вручена 18-я Премия Марселя Дюшана. К вручению был приурочен выход бумажной версии французского издания нашей газеты, а в состав международного жюри вошла директор ГМИИ Марина Лошак

Действие происходило в огромном пространстве вестибюля парижского Центра Помпиду, построенного Ренцо Пьяно. Prix Marcel Duchamp, Премия Марселя Дюшана — национальная премия с международным прицелом. Учрежденная 18 лет назад, она достается каждый год художнику, работающему во Франции. Такова цель организатора — Ассоциации по международному распространению французского искусства (ADIAF). Задача вывода национального искусства в интернациональное пространство считается здесь очень важной, французы боятся даже тени провинциализма. Поэтому, например, среди фондов и организаций, поддерживающих премию, такие важные институции, как аукционный дом Artcurial, Fondation d’entreprise Hermès или один из трех китов французской банковской системы Société Générale.

Новостью этого года оказалось участие газеты The Art Newspaper France — появившегося в этом году после долгого перерыва французского издания по искусству. Это участие специально отметил президент ADIAF Жиль Фукс, поблагодарив «целую группу прессы, укорененную во многих странах, которая начала свое издание во Франции, и ее главу Инну Баженову». Французская The Art Newspaper уже выходила в ежедневном формате в Сети, а теперь, как раз к церемонии, появился и первый номер бумажного ежемесячника. Он посвящен в том числе Премии Марселя Дюшана и открывающейся в Париже ярмарке современного искусства FIAC.

Инициативу главного редактора французского издания, известного критика и историка искусств Филиппа Ренье, войти в группу поддержки премии поддерживает Инна Баженова: «В интернациональном мире искусства мы единомышленники, я в это верю. Но все мы видим искусство по-разному. Для меня очень важна французская точка зрения. Франция — страна, где искусство — мотив существования, предмет национальной гордости. Поэтому объективность The Art Newspaper была бы неполной без франкоязычного издания.

Я считаю, что хорошо встретить запуск французской версии в таком важном музее, как Центр Помпиду. Появление русского издания мы праздновали в ГМИИ имени Пушкина. И вот теперь мы снова оказываемся на одном из главных художественных событий в окружении главных персонажей мира искусства».

Семь членов международного жюри Премии Марселя Дюшана — его составляют коллекционеры, директора художественных музеев и фондов поддержки искусства — назвали имя победителя. Конкурс выиграл француз Клеман Кожитор, автор видео «Дурной глаз» (The Evil Eye). Надо сказать, что его работа и вправду выглядела самой эффектной среди четырех представленных проектов.

Президент Центра Помпиду Серж Лавинь не зря сказал, что выставка показывает и единство, и разнообразие нового французского искусства: «Четыре художника примерно одного поколения, все они используют сходный язык — образы в движении, все говорят о памяти, истории, обществе, но эти высказывания очень разные». Этажом выше находилась сама выставка претендентов — несколько сотен квадратных метров, которые парижский музей по традиции каждый год отводит номинантам премии. Кто бы ни получил награду, сам факт показа в знаменитом парижском музее — уже настоящий приз.

Тут можно увидеть инсталляцию из монументальных росписей-картин француженки вьетнамского происхождения Ту Ван Тран (родилась в 1979 году в Хошимине), в которую она ввела допотопное видео — любительский пленочный проектор. Француженка Мари Вуанье (родилась в 1974-м в городке Рис-Оранжис в Эссоне) в видеоленте Tinselwood (2–17–2018) рассказывает о жизни забытой деревни в Камеруне. А рожденный в 1978-м в Блиде на севере Алжира француз Мохамед Буруйcса касается в своей инсталляции «Нет времени для сожалений» жестокостей колониальной истории. В построенной им белой клетке вертится восьмигранный экран-призма, на который проецируются кадры интервью с одним из пациентов первой в Алжире психиатрической больницы, построенной в конце 1930-х, когда в стране правила французская администрация.

Победитель Клеман Кожитор — самый молодой из участников (он родился в 1983 году в Кольмаре), но едва ли не самый известный. Он завсегдатай кинофестивалей, его ленты попадали в отбор важных Канн и Локарно, не считая множества менее известных, но не менее серьезных киносоревнований. Он успел снять полнометражный фильм «Ни на небесах, ни на земле» (2015) и множество короткометражек, среди которых, кстати, есть и вещи, основанные на российских материалах. Это «Белютин» (2011) — фильм, посвященный художнику Элию Белютину, и «Брагино» (2017) про жизнь двух ненавидящих друг друга семей старообрядцев в сибирской тайге. В списке его работ есть даже балет Жан-Филиппа Рамо «Галантные Индии» (2017), но поставленный так, что автор XVIII века его бы и не узнал — с хип-хоп-танцовщиками и в весьма агрессивной манере.

Новая работа Кожитора «Дурной глаз» выглядит, как может показаться сперва, гламурной версией фильма-катастрофы. Правда, мы так и не узнаём о существе надвигающейся беды и постепенно обнаруживаем, что этот псевдофильм со стройно развивающимся сюжетом составлен, как Lego, из набора уже существующих фрагментов. В приложении к каталогу специально приведены архивные номера и описания кадров вроде 892452796 Young woman walking naked in the dark или 85827324 DS Snake coming into server case in server room. «Эта работа использует сложные технологии для того, чтобы поставить под сомнение сам статус изображений в мире, пресыщенном информацией», — сказал о проекте-победителе член жюри и директор Центра Помпиду Бернар Блистен.

Клеман Кожитор не только напомнил нам об «эффекте Кулешова», описанном режиссером Львом Кулешовым в 1929 году. Кулешов показал тогда, как соседствующие кадры радикально меняют восприятие друг друга. Французский художник еще и создал кинореди-мейд — привет Марселю Дюшану, духовному отцу конкурса.

С выбором победителя согласна участница жюри директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак. «Верная победа, — говорит она. — Три других номинанта были хороши, но в этом случае жюри оказалось единодушно. Кстати, на это повлияло и выступление куратора, представлявшего проект. Потому что здесь соревнуются не только художники, но и искусствоведы, рассказывающие жюри об авторах. Вторую премию, если бы она была, я отдала бы художнице, которая сделала фильм про Камерун. Это очень медитативная, очень музейная история. Не зря бывшие в жюри директора музеев (кроме Марины Лошак и Бернара Блистена в жюри был и глава Музея Пикассо Лоран Лебон. — TANR) говорили, что охотно пополнили бы этой работой свои собрания».

Отвечая на вопрос корреспондента The Art Newspaper о том, чем важно для него участие в конкурсе, Клеман Кожитор сказал, что видит в этом «прекрасную возможность сделать красивую экспозицию в великом музее». «Это замечательная витрина для проекта, который, таким образом, будет увиден международной аудиторией», — пояснил он.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+