18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне

№67
Материал из газеты

Андрей Логвин — дизайнер-график, получивший множество профессиональных наград за свои рекламные и социальные плакаты. В их числе народный хит «Жизнь удалась!», где возглас написан черной икрой по икре красной. Сейчас Логвин — креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения

На собеседовании я спрашиваю у абитуриентов, чем они хотят заниматься. Отвечают, что плакатом. Тогда я спрашиваю, где они видят плакаты. Я — только в Facebook, когда кто-то что-то делает для фестивалей или выставок. Сам же давно ушел в брендинг, в рекламу. В свое время плакат перестал быть массовым, как сейчас он перестал быть бумажным. Но дизайнерам хочется видеть что-то материальное, поэтому они и участвуют в выставках и конкурсах, но все делается в одном экземпляре. Получается станковое искусство. Самое смешное, что материальный мир никуда не делся, и люди млеют, увидев свою бумажку на стене. Но никто не представляет себе, как плакаты могли висеть в тысячах экземпляров по всему городу. Но что-то ушло, что-то пришло, поэтому я не огорчаюсь. Есть другие сферы приложения сил.

На моих глазах дизайн из занятия с элементом игры превратился в понятный функционал. Вот сейчас все ругают новую навигацию в московском метро, но еще когда только появилась схема линий и станций, она меня дико раздражала, я со своим зрением ничего не мог на ней рассмотреть. Это просто негуманно. Правда, в питерском метро дело обстоит еще хуже. Навигация — это сугубый функционал, инженерия, и в ней нечего делать художнику, там хорошо работают люди, например, после Бауманки. У них есть вкус, ощущение пропорций, они прочли много книг. Сегодня они хорошо работают в онлайне, в офлайне пока плоховато.

Но надо сказать, что в Москве общая картина, благодаря мэру Собянину, стала намного лучше: и транспортная навигация, и остановки. Или вот госуслуги «Мои документы» — у них чудесная айдентика, фирменный стиль. Все хорошо, пока сотрудники не начинают украшать рабочие места розочками. Артем Геллер делает государственные сайты — и все шикарно и по функционалу, и по дизайну. Ничего выдающегося нет, но общий уровень подтянут. Как раз там, где есть государственные или городские деньги, хороший бюджет и возможность привлечь нормальных исполнителей, там лажи не будет. Правда, это не творчество, не плакат, где есть и месседж, и искусство композиции, и нарратив.

Дизайн как сфера, где проявляется творчество, остался для меня разве что в упаковке. И не только для меня. Года три назад Влад Ермолаев со своим Ermolaev Bureau сделал фирменный стиль для торговой марки «Братья Чебурашкины» — и отхватил за него массу международных призов. Я об этом не знал, просто зашел в магазин, увидел их упаковки и ахнул. На фоне привычной разлюли малины такое строгое, конструктивистское, но совершенно современное решение.

С вином сейчас стали интересно работать, но не в массмаркете. Вот сделают люди тысячу бутылок дорогого вина и позволят себе для них заказать дизайн, как это принято во Франции или в Австралии. И с ресторанами все хорошо: вывески, меню, интерьеры. В Москве, в Перми я вот был, в Питере попадаются вещи как в Нью-Йорке. Если место рассчитано на человека с деньгами, для него всегда постараются что-то сделать. Рынок диктует ситуацию: нет конкуренции в экономике — нет и дизайна; нет нормального графического дизайна — плохо с коммуникацией.

В прошлом году я сделал ребрендинг одного сотового оператора. Там все проходило по науке: проводили исследования, разрабатывали платформу бренда. Потом я с этой платформы, правда, соскочил, потому что у меня случилось сатори. То есть все шло по науке, но с просветлением.

Но не в том суть, что я делаю, а в том, что вокруг происходит. Например, очень много хороших детских книжек появилось. Но они маленькими тиражами выходят, а в массовом производстве — кошмар. Или учебники. Сейчас их куча разных, и все жутко оформлены. Детишкам «впаривают» сделанное не просто запредельно плохо, а пошло. Как всегда, дело не в исполнителе, а в заказчике. Какой вкус у работников Министерства просвещения, такие получаются и учебные материалы.

Еще одна дизайнерская сфера — реклама. Много ли сегодня увидишь рекламы, про которую думаешь: «Во, надо же!»? Вот у IKEA как были остроумные тексты, так и остаются — такой заказчик. Мы с братом делали текстовую работу для торговых центров «Мега», когда компания выходила на рынок. И мы им объяснили, что их логотип настолько лобастый, колхозный, хоть и аттрактивный, что он ни с какой рекламой не стыкуется. Написали обоснование, что всю рекламу для них можно делать только текстовую и черно-белую. Придумали им рекламу только на вывод, а они ее потом продлили на пять лет, сделали визуальной концепцией.

Еще мне кажется, что мы сделали хороший логотип для универмага «Цветной». Опять же, заказчик был продвинутый. Я сделал совершенно филологическую презентацию, объяснил, что в русском языке всего 38 слов, начинающихся на «ц» и кончающихся на «й», а каждое слово — это фрейм, то есть если ты видишь знакомое слово, то первая и последняя буквы сразу дают его целиком. Объяснил, что «ц» с крышечкой от «й» мгновенно читается как «цветной». И это понравилось. Все наше, что там есть, — это логотип и история с цветными пакетами, рискованная. Мы предложили четыре очень разных цветовых сочетания. Если графема у них такая лаконичная, можно сказать, черно-белая, то пакеты — многоцветный идентификатор, хотя обычно он бывает одного цвета. И это была аналитическая история, которая оказалась еще и эмоциональной.

Людей, понимающих, как надо делать, сейчас сотни. Студенты — очень талантливые, руки и головы у них на том же уровне, что и у моего поколения после десяти лет работы. Я знаю профессионалов, которым в подметки не гожусь, просто цепенею от того, как они быстро и точно выдают решения. Но эти замечательные люди делают ерунду, которую им заказывает рынок, и дико от этого страдают. Мне вот повезло, что я жил десять лет назад, когда дизайнеры были востребованы. Экономика развивалась, торговые центры открывались, все шло к тому, что будут фермеры, малый бизнес, для него будут нужны упаковки разные. Да, сегодня это есть, но в мизерных количествах.

У меня аберрация человека из 1990-х. Тогда мы начинали, и казалось, что все будет хорошо. Между прочим, в получении Государственной премии тоже сработал контекст: была свежая «Жизнь удалась!». На выставке претендентов я повесил какие-то плакатики, а одну стену шпалерой занял этой икрой. Типичный маркетинговый, рекламный ход: я — тот, который это придумал. То есть я себя продал. А гениальный Юрий Злотников, великий художник земли Русской, ничего тогда не получил. Я чувствовал себя полным дерьмом, думал, если мне дадут, а ему нет, то я повешусь. Но не повесился.

Еще одна проблема. Института критики практически нет, никто не может посмотреть и сказать: «Это хорошо, но скучно» — или «Это свежо, но не функционально и работать не будет». В Штатах, например, есть Стивен Хеллер, который сегодня может написать про книжные иллюстрации, завтра про айдентику новой компании или про плакат, и его принципиальный разбор опубликует New York Times. Таких авторов у них десяток, а у нас, может быть, кто-то и есть, но публиковаться ему негде.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+