18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Петербургский роман авангарда с советской властью

№67
Материал из газеты

Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда

Имена одних художников, как Михаил Матюшин (в доме которого находится сейчас Музей петербургского авангарда) или Израиль Лизак, знакомы если не всем, то интересантам точно. Имена других — Лидия Фролова-Багреева, Анна Каган — известны только специалистам.

В 1918 году большевики задумали взрастить в стенах бывшей Академии художеств творцов нового типа. Учебное заведение постоянно меняло названия и программу обучения: СВОМАС, ПГСХУМ, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, ЛВХТИ. По сравнению с Москвой академизм в Северной столице сопротивлялся сильнее, хотя среди преподавателей были Казимир Малевич, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов. По мнению Малевича, с появлением супрематизма живопись завершилась. И поэтому могла существовать только как предмет изучения. В 1921 году совет ВХУТЕМАСа ответил ему созданием ГИНХУКа — Государственного института художественной культуры, с отделами живописной культуры (заведующий — Малевич), органической культуры (Матюшин), материальной культуры (Татлин, затем Николай Суетин), общей методологии (Филонов, затем Николай Пунин), фонетический (Игорь Терентьев) и внештатный экспериментальный (Павел Мансуров). Малевич развивал теорию прибавочного элемента, Матюшин исследовал цвет и форму в зависимости от условий зрительного восприятия, «татлинцы» занимались дизайном, «пунинцы» — арт-критикой, «мансуровцы» исследовали «архитектурную» деятельность живых организмов. На выставке — работы Матюшина, его коллажи, акварельные и карандашные зарисовки. Анна Каган, ученица Малевича, представлена картинами «Супрематизм» и «Машинная живопись». Ученик Филонова Всеволод Сулимо-Самуйлло аналитически изобразил «Матроса», Ревекка Левитон — «Композицию с двумя головами». 

Музей петербургского авангарда
Цвет и форма: ВХУТЕМАС — ГИНХУК
До 10 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+