18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Канаде идет борьба за снос монументов белым завоевателям

№67
Материал из газеты

В авангарде протеста — коренное население

Что делать с памятниками, исторически связанными с расизмом? Этот вопрос остро стоит не только в США, где год назад в Шарлоттсвилле в Виргинии произошли кровавые столкновения с неонацистами, пытавшимися предотвратить снос памятника генералу-конфедерату Роберту Ли. В Канаде разгорелась аналогичная битва вокруг демонтажа мемориалов, которые, по словам протестующих, прославляют колониализм и унижают наследие коренных народов страны.

Одна из наиболее противоречивых фигур в канадской истории — прославленный герой Джон А. Макдональд (1815–1891), сыгравший главную роль в объединении северных колоний в единое государство и ставший его первым премьер-министром. Макдональд принял ряд законов, заставлявших коренных жителей, которых он называл дикарями, ассимилироваться с белыми. Вскоре после того как памятник Макдональду был снесен в Виктории, в Монреале 17 августа неизвестные облили его мемориал красной краской. В оставленных ими листовках говорилось, что Макдональд «прямо способствовал геноциду коренных народов» и памятники ему «должны исчезнуть из общественных мест».

Одновременно в Галифаксе был сформирован консультативный комитет для рассмотрения вопроса о том, как следует относиться к британскому генералу Эдварду Корнуоллису, основавшему в этих местах первое английское поселение. В 1749 году, будучи губернатором Новой Шотландии, Корнуоллис выдавал по десять гиней за каждого пленного индейца-микмака или его скальп. Комиссию создали через несколько месяцев после того, как бронзовый памятник Корнуоллису, который 85 лет простоял в городе, был временно отправлен на хранение в музей, поскольку стал местом протестных митингов. Аналогичная комиссия созывается в Ориллии в штате Онтарио, где отложили после реставрации возвращение в городской парк мемориала ученому и губернатору Самюэлю де Шамплену. Он изображает географа, как рассказывает художница, представительница «первых наций» Айлан Коши, «на пьедестале, по бокам которого смиренно присели туземцы в набедренных повязках, кланяющиеся завоевателям».

«Любой памятник, даже спорный, рассказывает нам что-то о прошлом, каким бы неприятным оно ни было», — говорит специалист по вопросам культурного наследия Робер Беван. Он поддерживает идею создания контрпамятников, которые могут «оспорить смысл и силу оригинала». По его мнению, они способны «переформатировать или перенастроить существующий мемориал, превратив места славы и почести в места скорби». «Просто изменив формулировку на мемориальной доске у подножия конного монумента, можно, не подрывая культурное значение памятника, оправдать его постоянное присутствие», — уверен Беван. Реконтекстуализация спорных памятников без их демонтажа способствовала ряду плодотворных дискуссий на тему того, существуют ли «более сложные, изящные, художественные и мощные средства объяснения и низвержения былых героев, чем просто отправка их памятников в музейные коллекции». «Кто-то предложил окружить одну из статуй в Шарлоттс­вилле гигантской изгородью, и это, пожалуй, отличная идея», — считает он.
Тем не менее некоторые мемориалы, полагает Беван, «настолько вопиюще возмутительны, что им просто нельзя позволить оставаться на месте, по крайней мере в неизмененном состоянии; я бы отнес к этой категории памятники тем, кто руководил геноцидом».

По словам Коши, хотя многие музеи в Канаде «движутся в направлении, где местное искусство, культура и люди представлены последовательно, нам еще предстоит пройти долгий путь, и перемещение объекта в музей вовсе не гарантирует, что его контекст будет правильно прочитан». Контрпамятники, даже в форме перформанса, добавляет она, «могут предоставить уникальные возможности взаимодействия с историей через призму современности». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+