18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Канаде идет борьба за снос монументов белым завоевателям

№67
Материал из газеты

В авангарде протеста — коренное население

Что делать с памятниками, исторически связанными с расизмом? Этот вопрос остро стоит не только в США, где год назад в Шарлоттсвилле в Виргинии произошли кровавые столкновения с неонацистами, пытавшимися предотвратить снос памятника генералу-конфедерату Роберту Ли. В Канаде разгорелась аналогичная битва вокруг демонтажа мемориалов, которые, по словам протестующих, прославляют колониализм и унижают наследие коренных народов страны.

Одна из наиболее противоречивых фигур в канадской истории — прославленный герой Джон А. Макдональд (1815–1891), сыгравший главную роль в объединении северных колоний в единое государство и ставший его первым премьер-министром. Макдональд принял ряд законов, заставлявших коренных жителей, которых он называл дикарями, ассимилироваться с белыми. Вскоре после того как памятник Макдональду был снесен в Виктории, в Монреале 17 августа неизвестные облили его мемориал красной краской. В оставленных ими листовках говорилось, что Макдональд «прямо способствовал геноциду коренных народов» и памятники ему «должны исчезнуть из общественных мест».

Одновременно в Галифаксе был сформирован консультативный комитет для рассмотрения вопроса о том, как следует относиться к британскому генералу Эдварду Корнуоллису, основавшему в этих местах первое английское поселение. В 1749 году, будучи губернатором Новой Шотландии, Корнуоллис выдавал по десять гиней за каждого пленного индейца-микмака или его скальп. Комиссию создали через несколько месяцев после того, как бронзовый памятник Корнуоллису, который 85 лет простоял в городе, был временно отправлен на хранение в музей, поскольку стал местом протестных митингов. Аналогичная комиссия созывается в Ориллии в штате Онтарио, где отложили после реставрации возвращение в городской парк мемориала ученому и губернатору Самюэлю де Шамплену. Он изображает географа, как рассказывает художница, представительница «первых наций» Айлан Коши, «на пьедестале, по бокам которого смиренно присели туземцы в набедренных повязках, кланяющиеся завоевателям».

«Любой памятник, даже спорный, рассказывает нам что-то о прошлом, каким бы неприятным оно ни было», — говорит специалист по вопросам культурного наследия Робер Беван. Он поддерживает идею создания контрпамятников, которые могут «оспорить смысл и силу оригинала». По его мнению, они способны «переформатировать или перенастроить существующий мемориал, превратив места славы и почести в места скорби». «Просто изменив формулировку на мемориальной доске у подножия конного монумента, можно, не подрывая культурное значение памятника, оправдать его постоянное присутствие», — уверен Беван. Реконтекстуализация спорных памятников без их демонтажа способствовала ряду плодотворных дискуссий на тему того, существуют ли «более сложные, изящные, художественные и мощные средства объяснения и низвержения былых героев, чем просто отправка их памятников в музейные коллекции». «Кто-то предложил окружить одну из статуй в Шарлоттс­вилле гигантской изгородью, и это, пожалуй, отличная идея», — считает он.
Тем не менее некоторые мемориалы, полагает Беван, «настолько вопиюще возмутительны, что им просто нельзя позволить оставаться на месте, по крайней мере в неизмененном состоянии; я бы отнес к этой категории памятники тем, кто руководил геноцидом».

По словам Коши, хотя многие музеи в Канаде «движутся в направлении, где местное искусство, культура и люди представлены последовательно, нам еще предстоит пройти долгий путь, и перемещение объекта в музей вовсе не гарантирует, что его контекст будет правильно прочитан». Контрпамятники, даже в форме перформанса, добавляет она, «могут предоставить уникальные возможности взаимодействия с историей через призму современности». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+