В США не готовы решать судьбу «чужого» Матисса

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

Апелляционный суд в Нью-Йорке заявил об отсутствии должной юрисдикции

Анри Матисс. «Портрет Греты Молль». 1908. Фото: The National Gallery, Londo
Анри Матисс. «Портрет Греты Молль». 1908.
Фото: The National Gallery, Londo

Федеральный апелляционный суд в Нью-Йорке отклонил иск о праве собственности на картину Анри Матисса 1908 года, поданный тремя внуками модели. Наследники утверждают, что «Портрет Греты Молль» нелегально продала бывшая ученица, которой доверили картину на хранение вскоре после Второй мировой войны. Портрет несколько раз перепродавали, пока в 1979 году его не приобрела Национальная галерея в Лондоне.

В сентябре федеральный суд единогласно утвердил решение нижестоящего суда о том, что Национальная галерея и Великобритания не подлежат юрисдикции судов США. «Заявленное присвоение картины совершило частное лицо, а не государство, — сообщила судебная коллегия. — Отказ Национальной галереи постфактум выплачивать апеллянтам компенсацию за это присвоение не дает оснований для установления юрисдикции над иностранным государством и его учреждениями».

Первоначально портрет Маргарет Молль, также известной как Грета, приобрел у Матисса муж модели Оскар Молль, который вывез полотно в Германию. В 1946 году жившие в Берлине супруги, опасаясь последствий послевоенного разделения города, приняли решение отправить картину на хранение за границу.

Оскар умер в 1947-м, а Маргарет Молль доверила портрет бывшей ученице мужа, которая пообещала вывезти его в Швейцарию. Однако по прибытии она продала картину и присвоила прибыль от продажи. Маргарет Молль переехала в Уэльс, а полотно несколько раз переходило из рук в руки.

Согласно материалам дела, внуки Молль — Оливер Уильямс, Маргарет Грин и Ирис Фильмер — впервые заявили о своих правах на произведение в 2011 году, но Национальная галерея отказалась вернуть его. В 2015-м они обратились в Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению, однако там заявили, что сфера компетенции совета не распространяется на претензию наследников, поскольку картина была продана в Швейцарии спустя два года после падения нацистского режима. Затем наследники подали иск против Национальной галереи и Великобритании в США, а после того, как в прошлом году Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка отклонил их иск, подали апелляцию.

На вопрос о том, собираются ли внуки Молль оспаривать это решение, представляющий их нью-йоркский адвокат Дэвид Дж. Роуленд ответил: «Это рассматривается». А Национальная галерея выразила удовлетворение решением суда, подчеркнув, что это дело «не связано с незаконным присвоением искусства в эпоху нацизма».  

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+