В США не готовы решать судьбу «чужого» Матисса

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

Апелляционный суд в Нью-Йорке заявил об отсутствии должной юрисдикции

Анри Матисс. «Портрет Греты Молль». 1908. Фото: The National Gallery, Londo
Анри Матисс. «Портрет Греты Молль». 1908.
Фото: The National Gallery, Londo

Федеральный апелляционный суд в Нью-Йорке отклонил иск о праве собственности на картину Анри Матисса 1908 года, поданный тремя внуками модели. Наследники утверждают, что «Портрет Греты Молль» нелегально продала бывшая ученица, которой доверили картину на хранение вскоре после Второй мировой войны. Портрет несколько раз перепродавали, пока в 1979 году его не приобрела Национальная галерея в Лондоне.

В сентябре федеральный суд единогласно утвердил решение нижестоящего суда о том, что Национальная галерея и Великобритания не подлежат юрисдикции судов США. «Заявленное присвоение картины совершило частное лицо, а не государство, — сообщила судебная коллегия. — Отказ Национальной галереи постфактум выплачивать апеллянтам компенсацию за это присвоение не дает оснований для установления юрисдикции над иностранным государством и его учреждениями».

Первоначально портрет Маргарет Молль, также известной как Грета, приобрел у Матисса муж модели Оскар Молль, который вывез полотно в Германию. В 1946 году жившие в Берлине супруги, опасаясь последствий послевоенного разделения города, приняли решение отправить картину на хранение за границу.

Оскар умер в 1947-м, а Маргарет Молль доверила портрет бывшей ученице мужа, которая пообещала вывезти его в Швейцарию. Однако по прибытии она продала картину и присвоила прибыль от продажи. Маргарет Молль переехала в Уэльс, а полотно несколько раз переходило из рук в руки.

Согласно материалам дела, внуки Молль — Оливер Уильямс, Маргарет Грин и Ирис Фильмер — впервые заявили о своих правах на произведение в 2011 году, но Национальная галерея отказалась вернуть его. В 2015-м они обратились в Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению, однако там заявили, что сфера компетенции совета не распространяется на претензию наследников, поскольку картина была продана в Швейцарии спустя два года после падения нацистского режима. Затем наследники подали иск против Национальной галереи и Великобритании в США, а после того, как в прошлом году Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка отклонил их иск, подали апелляцию.

На вопрос о том, собираются ли внуки Молль оспаривать это решение, представляющий их нью-йоркский адвокат Дэвид Дж. Роуленд ответил: «Это рассматривается». А Национальная галерея выразила удовлетворение решением суда, подчеркнув, что это дело «не связано с незаконным присвоением искусства в эпоху нацизма».  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+