18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Россия и березы в искусстве, истории и литературе последних двух столетий

№67
Материал из газеты

На выставке «Время берез» Государственный музей им. А.С.Пушкина и галерея «Ковчег» продолжают культурологические исследования русской повседневности

Сейчас сложно представить себе более неоспоримую связку, чем Россия и березы, но так было не всегда. На выставке «Время берез» в музее Пушкина этот факт подчеркивают словами пушкиниста Валентина Берестова, отмечавшего, что великий поэт березу символом России не называл. «Она при нем для этой роли не подходила. Ей пороли», — гласит цитата здесь же на стене. Экспозиция, которая, по представлению музея, раскрывает «эволюцию „березовой“ темы на протяжении двух столетий», действительно рассматривает роль этого дерева в культуре с разных сторон, в том числе и связанную с невеселыми страницами в недавней нашей истории. Среди экспонатов, например, написанные карандашом на бересте письма к дочери скульптора Софьи Спасской из лагеря, где в 1940–­1950-х годах она находилась по обвинению в терроре, и ответ на открытке с репродукцией «Березовой рощи» Архипа Куинджи. Не обошлось и без более привычных глазу идиллических образов. На выставке есть акварели Александра Бенуа, залитые солнцем рощи Игоря Грабаря, зимние пейзажи Константина Юона и «Скит в лесу» Виктора Васнецова. В советском разделе березы появляются не только в монументальном полотне Марата Самсонова «Н.С.Хрущев и Ф.Кастро в березовой роще» начала 1960-х, но и в фотографиях ансамбля «Березка» и даже одноименного магазина, где можно было отовариться за валюту. Рефлексия современных художников на тему берез представлена работами Франциско Инфанте, Леонида Тишкова и других.

Государственный музей А.С.Пушкина
Время берез
До 25 ноября
www.pushkinmuseum.ru

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+