Залы MMOMA захватят техногенные демоны

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

Выставка Daemons in the Machine приурочена к десятилетию Laboratoria Art & Science Foundation, основанной куратором Дарьей Пархоменко

Мемо Актен. All Watched over by Machines of Loving Grace. 2016. Принт. Фото: Московский музей современного искусства
Мемо Актен. All Watched over by Machines of Loving Grace. 2016. Принт.
Фото: Московский музей современного искусства

Выпить чаю с инженером Кирилловым из «Бесов» Федора Достоевского, перевести «Божественную комедию» Данте Алигьери на язык микросхем, увидеть картины робота-рисовальщика — все это возможно на выставке, посвященной искусственному интеллекту. Физики и лирики нашего времени — ученые из iPavlov (МФТИ) и Курчатовского института и  художники из России, Великобритании, Австрии и Австралии — совместно создали произведения, использующие возможности новых технологий. Этой выставкой куратор Дарья Пархоменко отмечает десятилетие основанной ею в Москве Laboratoria Art&Science Foundation.

Пожалуй, главный вопрос, который беспокоит сегодня ученых и художников: вый­дет ли техногенный демон в какой-то момент из-под контроля человека, может ли искусственный разум стать автономным? Этому вовсе уже не риторическому вопросу посвящена центральная работа выставки — трехчастная интерактивная инсталляция австрийского художника Томаса Фойерштайна «Чай для Кириллова». 

::vtol::. «Метафазовая звуковая машина». 2014. Кинетическая звуковая инсталляция, счетчик Гейгера, многоканальная звуковая синтезирующая система. Фото: Московский музей современного искусства
::vtol::. «Метафазовая звуковая машина». 2014. Кинетическая звуковая инсталляция, счетчик Гейгера, многоканальная звуковая синтезирующая система.
Фото: Московский музей современного искусства

В первом зале призрак Кириллова появляется на мониторе камеры видеонаблюдения. Затем зритель попадает в лабиринт из сотни проводов, которые соединяют мониторы, отслеживающие кибератаки ботов и вирусов. В третьем зале роботизированные хирургические лампы Borgy & Bes болтают о последних новостях из виртуальной сети. В какой момент можно будет попить чайку и будет ли он тоже виртуальным — одна из загадок выставки.

В другой инсталляции — «Послезавтра» группы «Куда бегут собаки» — есть шанс понять механизм работы блокчейна. Из писка и чириканья цыплят, помещенных в инкубатор, генерируется электросхема, которая производит поиск совершенного числа. Встречает посетителя еще одна инсталляция — Learning to See Мемо Актена — нейросеть, которая через камеры наблюдения распознает изображение, опираясь на данные, полученные с телескопа Hubble, однако главное чудо состоит в том, что умная машина обучается в процессе работы. Другая нейросеть, внедренная в гибридные скульптуры Егора Крафта Content Aware Studies, возвращает античным скульптурам утраченные фрагменты. 

Саморазвивающиеся и роботизированные объекты, нейроинсталляции, интернет-интервенции дают уникальную возможность заглянуть в будущее не только науки, но и искусства. Роботы-художники давно уже не новость, но кажется, что и художники, и ученые семимильными шагами спешат приблизить творческую автономию нового Франкенштейна, пусть пока в лабораторных условиях. 

Московский музей современного искусства
Daemons in the Machine
5 октября – 11 ноября 

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+