18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Западные галеристы разбивают лагерь у стен Кремля

№66
Материал из газеты

Европейские и американские галеристы и антиквары покажут работы старых мастеров, импрессионистов и звезд русского авангарда на новой ярмарке в двух шагах от Красной площади. Для некоторых этот визит в Москву уже не первый

Мероприятие с громким, но несколько расплывчатым названием «Салон высокого искусства и дизайна» пройдет с 25 по 30 сентября в Ивановском зале Российской государственной библиотеки. Обычно там выставляют раритеты из фондов самой РГБ: древние рукописи, карты и гравюры. Некоторые участники салона, например парижские галереи Le Minotaure и Vallois или монакская Maison d’Art, уже знакомы московской публике. Они приезжали на Московский международный салон изящных искусств (MWFAF), проходивший в 2004–2013 годах. Совпадение не случайно: новую ярмарку организует компания Art & Jewels of the World, директор которой Валентина Василева входила в команду устроителей MWFAF. (Напомним, ту ярмарку проводила швейцарская компания Art Culture Studio. Но в последние годы ее основателю Иву Бувье, похоже, не до ярмарок: его имя часто всплывало в прессе в связи с судебным процессом, затеянным против него миллиардером Дмитрием Рыболовлевым.) Art and Jewels of the World специализируется на проведении ярмарок искусства и ювелирных изделий. В ее портфолио — салоны в Монако и Баку. Соотношение между двумя направлениями меняется от города к городу. В Москве перевес на стороне искусства: арт-дилеров и антикваров будет 12, а ювелиров, по предварительным данным, не больше 3. Небольшие размеры ярмарки отчасти искупаются тщательным отбором экспонатов. Возвращаясь в Москву после долгого перерыва, дилеры приберегли для нее «все лучшее сразу». Maison d’Art привезет бесспорный гвоздь программы — эффектную «Аллегорию любви», осторожно атрибутированную как работа «Тициана и мастерской», а также «Портрет мужчины с книгой» Пармиджанино. Еще одна галерея из Монако, KD Fine Art, представит на своем стенде поздний женский портрет кисти Огюста Ренуара (1912) и пейзаж Клода Моне «Зима в Живерни». Бенуа Сапиро, владелец галереи Le Minotaure, специализирующейся на искусстве России и Восточной Европы, сделал ставку на популярные у наших коллекционеров имена — он покажет автопортрет Владимира Баранова-Россине (1910), а также работы художников Парижской школы Сергея Шаршуна и Андре Ланского. На стенде нью-йоркской галереи ABA, принадлежащей Анатолию Беккерману, чью коллекцию выставляли в ГМИИ им. Пушкина и Новом Манеже, мы увидим живопись Ивана Шишкина, Александры Экстер и Наталии Гончаровой. Иные отважные галеристы готовы рисковать, открывая публике новые имена или озадачивая непривычной эстетикой. Stanislas Bourgain покажет работы молодых российских художников Николая Кошелева, Елены Минаевой и Натальи Юдиной, Lucas Ratton — африканскую народную скульптуру, а Hom Le Xuan — объекты на грани скульптуры и дизайна, например бронзовые табуреты в виде пеньков. 

ГБ, Ивановский зал
Салон высокого искусства и дизайна
25–30 сентября


Валентина Василева, организатор салона и генеральный директор компании Art and Jewels of the World, ответила на вопросы TANR.

Впервые вы участвовали в организации в Москве Салона изящных искусств более десяти лет назад. Меняются ли вкусы и уровень здешних коллекционеров?

В начале 2000-х в эту группу входили и настоящие знатоки искусства, и инвесторы, и дельцы, и попросту нувориши, которые покупали только потому, что это было модно. Естественный отсев привел к консолидации коллекционеров, выдвинув на первый план тех, кто действительно этого заслуживает, тех, кто понимает искусство и думает о том, чтобы продвигать, поддерживать и популяризировать русское искусство на родине и за рубежом. За последние 15 лет российские коллекционеры проделали путь от группы увлеченных, любопытных и порой чересчур пылких энтузиастов до плеяды визионеров и законодателей вкуса, специализирующихся на том, что интересно в первую очередь им самим, а не на том, что диктует рынок. Теперь они выстраивают единую концепцию своей коллекции и долгосрочную политику. Безусловно, меняющиеся экономические реалии тоже вносят свои коррективы — российские коллекционеры стали разборчивее и осторожнее, но, впрочем, это повсеместная тенденция. Стоит также отметить, что до сих пор остались коллекционеры, которые полагаются исключительно на собственные знания и предпочтения, почти не прибегая к помощи консультантов и советников, но в процентном соотношении их постепенно становится все меньше.

Ваша компания проводит ярмарки по всему миру. Пришлось ли менять концепцию, чтобы приспособить ее для Москвы?

Не могу сказать, что нам что-то пришлось приспосабливать. Последние десять лет на мировом арт-рынке наблюдается исход сделок из галерей на территорию специализированных показов искусства, где лучшие образцы из разных коллекций представлены в единой концепции или едином видении. У каждого крупного города в мире есть свое знаковое событие. И Москва не может и не должна быть исключением. Наш формат художественного салона призван заполнить этот пробел с международной точки зрения и, более того, расширить сферу интересов, включив в нее, наряду с искусством, предметы дизайна и ювелирные украшения. Так, одним из гвоздей программы в этом году станет презентация ведущих французских галерей Le Minotaure, Vallois и Lucas Ratton, объединенных уникальной концепцией прославленного парижского дизайнера Рене Бушара.

Каких результатов вы ждете от салона, собираетесь его повторять?

Мы ожидаем большого интереса к нашей ярмарке, ведь она станет первым международным событием, которое пройдет здесь за последнее время. Также надеемся, что сможем закрепить успех и сделать салон ежегодным. Мы считаем Москву центром притяжения известнейших мировых арт-дилеров, коллекционеров и художников и будем рады привлечь их к сотрудничеству не только на местном, но и на международном уровне, предоставив им модную, современную площадку с использованием более креативных методов и подходов. Например, в этом году в рамках выставки пройдут встречи и семинары, на которых участники смогут обсудить свое видение и идеи дальнейшего развития и, таким образом, заложить фундамент ярмарки на следующий год.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+