18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самая известная художница Румынии умерла в возрасте 92 лет

Джету Брэтеску называют родоначальницей современного искусства Румынии, однако международное признание к ней пришло в конце ее более чем 60-летней карьеры, после ретроспективы на 57-й Венецианской биеннале

Румынская художница-концептуалистка Джета Брэтеску родилась в городе Плоешти в 1926 году и провела большую часть жизни в Бухаресте. Несмотря на то что художница была важной фигурой румынского авангарда, широкое международное признание пришло к ней только в последние годы. Так, первая большая выставка художницы состоялась в Тейт — Ливерпуль в 2015 году.

В 2017 году она представляла павильон Румынии на Венецианской биеннале, приняла участие в Documenta 14, провела персональную выставку в Центре искусств Камдена в Лондоне и подписала договор о представительстве с галереей Hauser & Wirth, которая организовала ее первую персональную выставку в Нью-Йорке (а позднее и в Лос-Анджелесе). В начале 2018 года президент Румынии Клаус Йоханнис вручил Брэтеску награду за ее вклад в современное румынское искусство.

Помимо этого в ее послужном списке — участие в выставке павильона Румынии на 30-й Венецианской биеннале (1960) и основном проекте 55-й Венецианской биеннале (2013), а в Москву ее работы привозили дважды: на 5-ю Московскую биеннале современного искусства (2013) и на выставку «Грамматика свободы. Пять уроков» в МСИ «Гараж» (2015).

«Очень важно, что Джета успела при жизни увидеть, что ее искусство с таким энтузиазмом принимается на мировом уровне», — сказал в официальном заявлении глава галереи Hauser & Wirth Иван Вирт. Он добавил, что Брэтеску была «настоящей художницей, которая сумела сохранить свой шутливый настрой и свободу даже в самые темные времена».

Творческое наследие Брэтеску включает в себя видео, перформансы, рисунки, ткани, фильмы, инсталляции, фотографии и печатную графику. В частности, это работы, которые она создавала во время коммунистического режима Николае Чаушеску в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах, и принесшие ей славу геометрические абстракции. В рисунках советского периода Брэтеску выступала против конформизма и исследовала темы женской силы и сексуальности. Говорят, она работала в своей мастерской ежедневно и сохранила ироничные ноты в своих поздних работах.

В середине 1940-х гг. Брэтеску училась в Бухарестской школе изящных искусств, однако после того, как коммунистическое правительство объявило «классовую войну», художницу исключили из-за принадлежности к среднему классу. В прошлогоднем интервью Calvert Journal Брэтеску сказала, что вопросы о коммунистическом режиме ей надоели. Она продолжила учебу в 1960-х гг., уже будучи членом Союза художников Румынии, в который вступила в конце 1950-х гг. Позднее Брэтеску на протяжении многих лет работала иллюстратором и художником-оформителем румынского журнала о культуре Secolul XX («Двадцатый век»).

В состоявшейся в 2012 году в ее студии беседе с куратором и писателем Кристофом Чериксом Брэтеску сказала: «Мне нравится творить, мне нравится выбирать, мне нравится рисковать и мне нравится быть в игре» и объяснила, что всю свою жизнь она «очень много путешествовала, чтобы побывать в разных музеях, но не как туристка — это были, можно сказать, исследовательские поездки — и, думаю, я усвоила одно: что искусство — вещь очень серьезная, и художник обязан быть ответственным человеком».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+